Интеграция воспитательного потенциала семьи и колледжа

Выпуск - №5(502)   :   03.02.2022
214

Взаимодействие с семьёй – актуальная задача как педагогического коллектива в целом, так и каждого учителя. Колледж выступает образовательным институтом с обратной связью, которая является результатом непосредственного образования и собственного осознания полученных знаний самим студентом, а также педагогической работы, культурной и нравственной жизни организации образования. 

Непосредственная роль семьи в процессе обучения прямо пропорциональна культурному, нравственному, моральному и интеллектуальному уровню развития её членов, и чем выше этот показатель, тем более благоприятным будет климат для процесса обучения, и наоборот. В январе 2022 года состоялся конструктивный разговор на методическом совете в педколледже по теме «Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс»: опыт и перспективы развития». Вектор определён в связи с работой педагогического коллектива по программе нравственно-духовного образования «Самопознание». 


Участники методического совета отметили, что модель семьи – это модель жизни детей. При подготовке будущего специалиста важно усилить ценностное содержание учебного процесса, внеучебной деятельности, дополнительного образования. Это поможет обучающимся понять и использовать на практике возможности образования как инструмента личностного развития: лучше понять себя, свои положительные качества и недостатки, подготовиться к участию в общественной жизни, научиться позитивно мыслить, чувствовать и действовать. Каким будет педагог, таким будет и общество.

Заместитель директора по учебно-методической работе Татьяна Чуркина отметила, что Василий Сухомлинский говорил о необходимости стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности зависит качество образовательного процесса. 

– Именно поэтому так важно находить контакт с родителями и наполнять студенческую жизнь интеллектуальным и культурным трудом, оказывать в случае необходимости профессиональную педагогическую помощь, разрабатывать совместную с родителями стратегию для мотивации студентов к обучению, – подчеркнула Татьяна Чуркина. 

С этой целью с 2019 года в колледже действует семейный клуб, участниками которого стали родители, представители попечительского совета колледжа, здравоохранения, культуры, общественных организаций, инспекторы полиции. Одним из результатов внеколледжной работы считается то, что студент получает достаточное содействие в семье. В случае выявленной необходимости педагог корректирует в нужном направлении либо индивидуальное воспитательное воздействие на студента, либо работает с семьёй обучаемого для выработки общей линии взаимодействия, при необходимости объясняя родителям важность тех или иных действий для мотивации или помощи ребёнку. 

Организатором студенческого самоуправления в колледже является президиум комитета по делам молодёжи, в структуру которого входят фракции: научно-исследовательская, социальная, культурно-массовая, спортивно-оздоровительная, медиа-информационная комиссии. Наставниками лидеров являются педагоги и социальные партнёры. Сотрудничество колледжа организовано с объектами образования и культуры: студенты объединены по интересам в группы по специальным программам. В колледже создан клуб скаутов: поездки учащихся с педагогами по памятным местам Костанайской области способствуют изучению истории малой родины. 

При подготовке будущих специалистов особое внимание уделяется развитию дополнительного образования: в колледже действуют клубы дебатёров «Алаш болашағы», скаутов, «Жас сарбаз», спортивные секции, педагогический отряд «Баланс», кружки «Мәнерлеп оқу», «Живое слово», «Кукольный театр», «Изобразительное искусство», вокальные группы «Журек дауысы», «Новое поколение», хореографический ансамбль «Magic Jump». Структура дополнительного образования в колледже включает также творческие лаборатории, факультативы, научное студенческое общество, ассоциации, хобби-центры.

Диалоговые площадки: студенческий YouTube канал «QPK Life», видеоконференции, онлайн-концерты, пресс-конференции, декады предметных кафедр, конкурсы «Премия Костанайского педагогического колледжа», «Studentvision», «Шабыт», «Школа первокурсника» способствуют развитию у студентов soft skills. Студенты организовали информационную программу «Итоги недели» на студенческом канале «QPK Life». На сайте колледжа размещается информация о молодёжных инициативах и творческой работе студентов и педагогов. 

В рамках социального проекта «Мы волонтёры» появились две новые традиции: первокурсники пишут диктант о Валерии Быковском, чьим именем названа улица, на которой расположен колледж. В день студентов 25 января для активистов и администрации открыта диалоговая площадка «Молодёжная инициатива». Ежегодно в колледже 1-12 февраля проходит декада «Самопознание: педагогика любви и творчества», усиливая ценностный смысл образования, направленный на раскрытие и развитие способностей человека любить, верить в себя, творить добро, проявлять чуткость, заботиться о себе и других, совершать нравственный выбор, ценить и преумножать традиции, созидать, принимать ответственность на себя, сотрудничать, самосовершенствоваться.

Студенты колледжа становились победителями областного форума волонтёров, фестиваля «Студенческая весна», участниками челленджей «Ибрай Алтынсарин и его наследие», «Мы волонтёры», «Мама жизнь подарила», акций «30 вершин независимости», «Добрая воля – добрые дела – добрый год», «Летопись добрых дел», «Детское представительство несовершеннолетних». 

Команда активистов колледжа реализует авторский социальный проект «TravelQostaRegion». Проект направлен на развитие профориентационной работы, пропаганды профессии и статуса педагога, приобщение подрастающего поколения к сохранению истории страны. Посредством канала «QPK Life» творческая группа студентов, посетившая города и районы Костанайской области, рассказывает о педагогической профессии, об истории, культуре, традициях и достижениях костанайцев. Этот проект на республиканском конкурсе «Топ 100 лучших студентов технического и профессионального образования» представлял студент 4 курса специальности «Начальное образование» Хаджи-Мукан Сайкенов, став призёром. В 2022 году студенты продолжат выпуск программ о своей малой родине, посвятив их 60-летию колледжа.

Трендами 2021-2022 учебного года стали социальные проекты «TravelQostaRegion», «Новости недели», «Студия Быковского, 9», «Виртуальный музей» и авторские проекты «Онлайн-школа английского языка», «GoodWill» студентов 2 курса Султана Кусаинова и Марии Утельбаевой. 


Национальный чемпионат «WorldSkills Kazakhstan 2021» по компетенции «Руководитель хореографического коллектива» открыл новое имя педколледжа – студентку 4 курса Диляру Кузенбаеву. Лидерами студентов становятся вчерашние ученики школ Костанайской области, получившие опыт общественно-полезной работы в организациях «Жас кыран», «Жас улан». В республиканском челлендже «Тәуелсіздік ұрпақтары», посвященном 30-летию независимости Республики Казахстан, инициатором проведения которого стал Аксуский высший многопрофильный колледж им. Жаяу Мусы, студенты колледжей из городов Нур-Султана, Алматы, Аксу, Костаная, Атырау рассказали о лидерах, достижениях и перспективах. 

Одним из важнейших показателей того, что гуманная воспитательная система в педколледже действует, является конкурентоспособность студентов в период проведения встреч республиканского уровня, обмен опытом, проявление гражданской позиции, изменение социально-психологического климата, который зависит от качества отношений педагогов, учащихся и родителей. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» стала возможностью помочь каждому активисту колледжа раскрыться, развить в себе жизненно важные убеждения и качества, формировать собственный образ – личности, обладающей убеждениями, основанными на гуманистических общечеловеческих и национальных ценностях, ориентированной на самопознание, саморазвитие, направленной на самореализацию и служение обществу. А стенд-форум по интеграции воспитательного потенциала семьи и педколледжа явился новым трендом организации образования, где готовят специалистов по педагогическим и творчески специальностям. 

Светлана МОРОЗЕНКО, 
замдиректора по воспитательной работе Костанайского педагогического колледжа

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.