Истоки нравственности в семье – основа нравственности в профессии

Выпуск - №24(471)   :   21.06.2021
160

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной системы технического и профессионального образования и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. 


На уроках декоративно-прикладного мастерства

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации казахстанского общества. «Нравственность заключается в современном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро», - писал швейцарский педагог-гуманист Иоганн Генрих Песталоцци. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с ранних лет в семье.
В настоящее время значительно повышаются социально-педагогические требования к воспитанию будущих специалистов. В Костанайском педагогическом колледже подведены итоги проекта «О деятельности пилотной организации по реализации программы нравственно-духовного образования «Самопознание» за период с 2017 по 2020 год». В 2020-2021 учебном году внедрение направлений по самопознанию обогатило образовательную среду колледжа.
Осмысление педагогическим коллективом идей гуманизации, внимание к личности студента, развитие его личностных качеств и индивидуальных способностей, стиля общения и взаимоотношений обучающихся, педагогов и родительской общественности определили приоритетные направления деятельности на всех этапах реализации проекта. Почему для нас, педагогов, важно было обратить внимание на нравственные и духовные аспекты становления будущих специалистов? Как родители нас поддержали в этом вопросе? Какие результаты получены нами в процессе работы в пилотном проекте? 
В настоящее время в колледж приходят выпускники школ, которые по-разному понимают нравственные нормы и понятия. Несовершеннолетние имеют некоторое представления о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа, поэтому в колледже необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию гражданских качеств, нравственных норм студентов. Важно, чтобы у студента была комфортная психологическая обстановка, оптимистический настрой. Студент должен иметь тёплые доверительные отношения между участниками учебно-воспитательного процесса.
Мы проводим целенаправленную и постоянную работу с семьёй: педагогические советы, беседы, встречи, онлайн-вебинары, консультации для родителей по проблемам духовно-нравственного становления будущих педагогов. Родители и законные представители студентов так же, как и мы, педагоги, подают студентам первый пример нравственности. Выпускник колледжа в своей профессиональной деятельности должен быть человеком ответственным, коммуникативным, толерантным, способным быстро реагировать в нестандартных ситуациях, умеющий анализировать свою деятельность и давать объективные оценки.


Будущие учителя английского языка занимаются самообразованием

Союзниками по воспитанию высококвалифицированных специалистов, граждан Казахстана являются родители, которые вносят неоценимый вклад в создание воспитательной системы колледжа. Попечительский совет колледжа решает актуальные вопросы образования, принимает участие в традиционных мероприятиях, сотрудничает с педагогами и социальными партнёрами.
Многое изменилось в Костанайском педагогическом колледже, история которого включает шесть десятилетий. Путёвки в жизнь получили свыше 30 тысяч специалистов, создан профессиональный коллектив преподавателей, открыты просторные хореографические классы, действуют спортивные тренажёры, актовый, спортивные залы, столовая, библиотека, общежитие, современные учебные кабинеты и площадки. Студентка 3 курса, председатель комитета по делам молодежи Жанель Ментаева отмечает, что в жизнь преподавателей и студентов вошли чемпионат WorldSkills, социальные партнёры, магистры образования, дистанционное обучение, дуальное обучение, прикладной бакалавриат, попечительский совет. Наши студенты включаются в систему преобразований и активно приветствуют нововведения в колледже.


В Костанайском педагогическом колледже студенты и преподаватели проектируют уроки-исследования

Современный образ системы формирует внедрение инноваций в подготовку рабочих кадров, способствующих гармоничному слиянию содержания профессиональных образовательных программ по стандартам международного движения WorldSkills. В рамках профориентационной работы осуществляется развитие внутреннего творческого потенциала и личностных возможностей школьников. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача всей образовательной системы государства. Её успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации.


Ансамбль «Новое поколение», руководитель Н.Авдеева

Мероприятия, организуемые в колледже в рамках профориентационной работы, помогают подростку, вступающему в жизнь, научно обоснованно и успешно выбрать профессию с учётом своих интересов, способностей и потребностей общества. Подготовка кадров по специальностям «Дошкольное воспитание и обучение», «Педагогика и методика начального обучения», «Народное художественное творчество (по видам)» осуществляется по направлениям, раскрывающим одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина Казахстана.
У директора колледжа Галии Уразамбетовой государственный взгляд на проблемы обучения будущих специалистов, убеждение, что мастерское, профессиональное преподавание обязательно способствует воспитанию патриотизма и развитию гражданских качеств, основанных на общечеловеческих ценностях у будущих учителей, работников культуры.


Директор колледжа Галия Уразамбетова

Здесь важна личность педагога, высокий уровень его духовности, в чём Галия Ульмесхановна глубоко убеждена. «Я имела возможность наблюдать за культурой общения Галии Ульмесхановны с преподавателями, студентами, в её внимании каждый из них, по глазам «читает» настроение, самочувствие. Поражает умение убеждать, она обладает высочайшим уровнем коммуникативной культуры», - отмечает педагог-психолог Анара Янюк.
Главное для нашего педагогического коллектива сегодня – взять всё самое ценное и эффективное для построения системы духовно-нравственного воспитания студентов, научить их жить честно на благо новых поколений, любить родной край, быть достойными гражданами своего государства. 
Примером настоящего патриота своей страны является наш земляк Ибрай Алтынсарин, 180-летний юбилей которого мы отпразднуем в октябре. В начале третьего тысячелетия, когда потеряны многие ценности, идеи и взгляды на судьбу человека, его дела и идеалы, на пути воспитания высоконравственной личности, проблемы, которые поднимал Ибрай Алтынсарин в своих произведениях особенно актуальны. 
Современники Алтынсарина называли его «проводником чистых истин нравственности общечеловеческой». Мы, потомки и продолжатели его педагогических трудов, говорим об Ибрае Алынсарине как о просветителе, прогрессивном общественном деятеле, распространителе передовых идей и знаний, человеке, утверждающем нравственные позиции. 
Для нас, педагогов, важно подготовить молодое поколение к жизни и дать профессию. Мы понимаем, что важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности наших студентов. От него зависит внутренняя устойчивость и само существование личности. Только нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей жизни. Сделать её живой силой и помочь ясно осознать студентам значение нравственности – главная задача педагогического коллектива колледжа.

Светлана МАЧНЕВА, 
член попечительского совета, 
Светлана МОРОЗЕНКО, 
замдиректора по УВР Костанайского педагогического колледжа

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.