Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной системы технического и профессионального образования и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
На уроках декоративно-прикладного мастерства
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации казахстанского общества. «Нравственность заключается в современном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро», - писал швейцарский педагог-гуманист Иоганн Генрих Песталоцци. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с ранних лет в семье.
В настоящее время значительно повышаются социально-педагогические требования к воспитанию будущих специалистов. В Костанайском педагогическом колледже подведены итоги проекта «О деятельности пилотной организации по реализации программы нравственно-духовного образования «Самопознание» за период с 2017 по 2020 год». В 2020-2021 учебном году внедрение направлений по самопознанию обогатило образовательную среду колледжа.
Осмысление педагогическим коллективом идей гуманизации, внимание к личности студента, развитие его личностных качеств и индивидуальных способностей, стиля общения и взаимоотношений обучающихся, педагогов и родительской общественности определили приоритетные направления деятельности на всех этапах реализации проекта. Почему для нас, педагогов, важно было обратить внимание на нравственные и духовные аспекты становления будущих специалистов? Как родители нас поддержали в этом вопросе? Какие результаты получены нами в процессе работы в пилотном проекте?
В настоящее время в колледж приходят выпускники школ, которые по-разному понимают нравственные нормы и понятия. Несовершеннолетние имеют некоторое представления о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа, поэтому в колледже необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию гражданских качеств, нравственных норм студентов. Важно, чтобы у студента была комфортная психологическая обстановка, оптимистический настрой. Студент должен иметь тёплые доверительные отношения между участниками учебно-воспитательного процесса.
Мы проводим целенаправленную и постоянную работу с семьёй: педагогические советы, беседы, встречи, онлайн-вебинары, консультации для родителей по проблемам духовно-нравственного становления будущих педагогов. Родители и законные представители студентов так же, как и мы, педагоги, подают студентам первый пример нравственности. Выпускник колледжа в своей профессиональной деятельности должен быть человеком ответственным, коммуникативным, толерантным, способным быстро реагировать в нестандартных ситуациях, умеющий анализировать свою деятельность и давать объективные оценки.
Будущие учителя английского языка занимаются самообразованием
Союзниками по воспитанию высококвалифицированных специалистов, граждан Казахстана являются родители, которые вносят неоценимый вклад в создание воспитательной системы колледжа. Попечительский совет колледжа решает актуальные вопросы образования, принимает участие в традиционных мероприятиях, сотрудничает с педагогами и социальными партнёрами.
Многое изменилось в Костанайском педагогическом колледже, история которого включает шесть десятилетий. Путёвки в жизнь получили свыше 30 тысяч специалистов, создан профессиональный коллектив преподавателей, открыты просторные хореографические классы, действуют спортивные тренажёры, актовый, спортивные залы, столовая, библиотека, общежитие, современные учебные кабинеты и площадки. Студентка 3 курса, председатель комитета по делам молодежи Жанель Ментаева отмечает, что в жизнь преподавателей и студентов вошли чемпионат WorldSkills, социальные партнёры, магистры образования, дистанционное обучение, дуальное обучение, прикладной бакалавриат, попечительский совет. Наши студенты включаются в систему преобразований и активно приветствуют нововведения в колледже.
В Костанайском педагогическом колледже студенты и преподаватели проектируют уроки-исследования
Современный образ системы формирует внедрение инноваций в подготовку рабочих кадров, способствующих гармоничному слиянию содержания профессиональных образовательных программ по стандартам международного движения WorldSkills. В рамках профориентационной работы осуществляется развитие внутреннего творческого потенциала и личностных возможностей школьников. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача всей образовательной системы государства. Её успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации.
Ансамбль «Новое поколение», руководитель Н.Авдеева
Мероприятия, организуемые в колледже в рамках профориентационной работы, помогают подростку, вступающему в жизнь, научно обоснованно и успешно выбрать профессию с учётом своих интересов, способностей и потребностей общества. Подготовка кадров по специальностям «Дошкольное воспитание и обучение», «Педагогика и методика начального обучения», «Народное художественное творчество (по видам)» осуществляется по направлениям, раскрывающим одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина Казахстана.
У директора колледжа Галии Уразамбетовой государственный взгляд на проблемы обучения будущих специалистов, убеждение, что мастерское, профессиональное преподавание обязательно способствует воспитанию патриотизма и развитию гражданских качеств, основанных на общечеловеческих ценностях у будущих учителей, работников культуры.
Директор колледжа Галия Уразамбетова
Здесь важна личность педагога, высокий уровень его духовности, в чём Галия Ульмесхановна глубоко убеждена. «Я имела возможность наблюдать за культурой общения Галии Ульмесхановны с преподавателями, студентами, в её внимании каждый из них, по глазам «читает» настроение, самочувствие. Поражает умение убеждать, она обладает высочайшим уровнем коммуникативной культуры», - отмечает педагог-психолог Анара Янюк.
Главное для нашего педагогического коллектива сегодня – взять всё самое ценное и эффективное для построения системы духовно-нравственного воспитания студентов, научить их жить честно на благо новых поколений, любить родной край, быть достойными гражданами своего государства.
Примером настоящего патриота своей страны является наш земляк Ибрай Алтынсарин, 180-летний юбилей которого мы отпразднуем в октябре. В начале третьего тысячелетия, когда потеряны многие ценности, идеи и взгляды на судьбу человека, его дела и идеалы, на пути воспитания высоконравственной личности, проблемы, которые поднимал Ибрай Алтынсарин в своих произведениях особенно актуальны.
Современники Алтынсарина называли его «проводником чистых истин нравственности общечеловеческой». Мы, потомки и продолжатели его педагогических трудов, говорим об Ибрае Алынсарине как о просветителе, прогрессивном общественном деятеле, распространителе передовых идей и знаний, человеке, утверждающем нравственные позиции.
Для нас, педагогов, важно подготовить молодое поколение к жизни и дать профессию. Мы понимаем, что важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности наших студентов. От него зависит внутренняя устойчивость и само существование личности. Только нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей жизни. Сделать её живой силой и помочь ясно осознать студентам значение нравственности – главная задача педагогического коллектива колледжа.
Светлана МАЧНЕВА,
член попечительского совета,
Светлана МОРОЗЕНКО,
замдиректора по УВР Костанайского педагогического колледжа
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.