Кадры профтехобразования решают всё

Выпуск - №43(439)   :   30.10.2020
218

Октябрь стал особенным для колледжей Костанайской области: в этом месяце исполнилось 80 лет системе технического и профессионального  образования, переживающей новый этап развития. И в этой связи «Учительской плюс» вместе с Советом директоров колледжей подготовлен спецвыпуск «80 лет – 80 лиц ТиПО».

Предваряет наш выпуск небольшой круглый стол, участники которого – руководители десяти колледжей области – поделились своими мнениями о задачах профтехобразования, о той роли, которую играют средние специальные учебные заведения в развитии региона и страны.

Галия УРАЗАМБЕТОВА, директор Костанайского педагогического колледжа:
– За плечами было 20 лет работы в школе, когда я пришла руководителем в педагогический колледж, который сама когда-то окончила. Здесь я поняла, что это другая ступень развития, это возможность будущим педагогам дать такие знания, чтобы, когда они придут в школу, никто им не сказал, что они чего-то не умеют. В чём особенность системы ТиПО? В том, что каждый колледж как государство в государстве. Мы все друг на друга непохожи и этим интересны. Ещё одна уникальность в том, что система ТиПО даёт возможность растить своих будущих специалистов. Ни один вуз, к примеру, не может подготовить себе кадры, а мы можем. К нам приходят ребята в таком возрасте, когда они активные, они всего хотят, везде себя пробуют. И в итоге вырастают творческие, креативные, увлечённые профессионалы. 

Александр ДЕРЯГА, директор Фёдоровского сельскохозяйственного колледжа:
– О значимости системы ТиПО я могу судить по тому периоду, когда в кризисные годы в Фёдоровском районе не было своей профессиональной школы, и возник большой дефицит рабочих кадров. Сейчас мы развиваемся, мы насыщаем рынок труда квалифицированными кадрами, обеспечиваем смену градообразующим предприятиям, малому и среднему бизнесу, на которых и держится экономика. Мы познаём новые технологии, совершенствуем свою материально-техническую базу в соответствии с требованиями производств. И большое удовольствие видеть, как из обычных ребят, вчерашних школьников, вырастают настоящие профессионалы.

Айгуль НУРКИНА, директор Костанайского колледжа бытсервиса:
– Система профтехобразования близка мне и потому, что я работаю в ней почти двадцать лет, и потому, что мои родители имеют к этой сфере самое прямое отношение. Все проблемы, радости, планы и надежды ТиПО всегда были темой номер один в нашей семье. А теперь коллектив колледжа – моя большая семья. Я уверена, что у ТиПО Костанайской области очень большой потенциал. Каждый руководитель колледжа – настоящий профессионал. А армия выпускников, которые ежегодно выходят из стен наших учебных заведений – это основа экономики и промышленности нашей страны. Об уровне подготовки говорит то, что наша область всегда в лидерах технического и профессионального образования, в лидерах WorldSkills.

Жомарт КУСАЙЫН, директор Рудненского социально-гуманитарного колледжа им. И.Алтынсарина:
– С этим колледжем связан мой путь от студента до директора. Этот год для нас особенный: 80-лет не только системе ТиПО, но и нашему учебному заведению. Следующий год тоже будет значимым – 180 лет со дня рождения Ибрая Алтынсарина, которого можно смело считать основателем профессиональной школы в Казахстане, именно им были созданы первые ремесленные училища. Нашим колледжем была подготовлена целая плеяда талантливых выпускников – и это наша гордость, тот стержень, который формирует основу и традиции колледжа. И, конечно же, мы идём в ногу со временем, стремясь готовить действительно конкурентоспособных специалистов.

Вера КОЖУХОВСКАЯ, директор Профессионально-технического колледжа им. К.Доненбаевой:
–  Хочу отметить, что в директорском корпусе технического и профессионального образования нет случайных людей. И каждый живёт своей работой, переживает за те преобразования, которые идут в системе ТиПО и выводят нас на новый виток развития. Помимо подготовки квалифицирванных кадров, ТиПО выполняет ещё одну важную функцию: дети, которые в школе по разным причинам в чем-то не успевали, были зажаты, стеснительны, в колледже, как правило, раскрываются, проявляют себя не только в профессии, но и в спорте, творчестве, общественной деятельности. Вот эта возможность подростку, молодому человеку почувствовать себя полноправным членом общества – очень важная наша миссия. 

Альмира ЖУНСУГУРОВА, директор Аулиекольского сельскохозяйственного колледжа:
– Наша задача – готовить профессиональные кадры для села. И когда я вижу наших студентов во время практики на поле, когда я вижу их горящие глаза, их желание осваивать новую технику, новые способы работы, понимаю, какое важное дело нам поручено. Любое государство держится на рабочих кадрах, на людях, которые производят то, без чего нельзя обойтись – хлеб, молоко, продукты, одежду, строят дома и дороги. И от того, каких специалистов мы подготовим, зависит благополучие и регионов, и области, и страны в целом.

Радик ЗАКИРОВ, директор Рудненского музыкального колледжа:
– Наш колледж – единственный в своём роде в области, и это накладывает особую ответственность. Мы воспитываем творческую интеллигенцию, кадры для учреждений культуры, поэтому и уровень самого колледжа должен быть высоким, необходимо постоянное развитие вкупе с сохранением традиций национальной культуры. У нас всегда было своё лицо, свой путь. И радует, что наши выпускники очень востребованы, успешно работают по всему миру, становятся известными людьми.  

Мария НОСАЧЕНКО, директор Карасуского сельскохозяйственного колледжа:
– Я очень рада, что в своё время, 30 лет назад, пришла работать в систему ТиПО. Здесь работают замечательные люди, без которых я уже не представляю себе свою жизнь. Много уже сказали о задачах колледжей, но я хочу выделить ещё социальную функцию, важную особенно для села: это стипендия, питание студентов, это возможность ребятам получить востребованную профессию. Я считаю, нужно по максимуму сохранить наши колледжи, потому что каждый уникален. 

Роза ШУКМАНОВА, директор Житикаринского политехнического колледжа:
– В жизни не бывает случайностей. Ещё студенткой я проходила практику во Владимировском СПТУ и в ТУ-10. А по окончании педагогического института я пришла в житикаринское СПТУ №14 секретарём комитета комсомола. Тогда и связала свою судьбу с системой профессионально-технического образования. Мне очень нравится наша работа за возможность видеть, как к нам приходят дети, а выходят взрослые специалисты. И, конечно, ни одно общество не обойдётся без того кадрового потенциала, который выращиваем мы. Очень быстро меняется время, мы постоянно как на передовой, каждый новый день не похож на предыдущий, поэтому в ТиПО работают действительно творческие, неравнодушные люди и большие профессионалы. Об этом говорят те отличные результаты, которые показывают костанайские колледжи на уровне страны.

Аманжол САГНАЕВ, директор Рудненского колледжа строительства и транспорта:
– Я 27 лет работаю в образовании, работал и в средней школе, и в интернате, и в школе для одарённых детей. Но именно в ТиПО я нашёл для себя что-то родное. Особый смысл нашей работе придаёт то, что она не безадресна, мы готовим смену для трудовых коллективов конкретных предприятий и видим результаты своего труда. Видим благодарность своих выпускников, которые нашли себя в профессии, а мы нашли себя в деле подготовки будущих специалистов. Я хочу поздравить всех коллег с такой замечательной датой – 80-летием профтехобразования. И уверен – системе ТиПО жить и процветать!

Светлана ОФИЦЕРОВА  

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.