Мастер производственного обучения должен уметь всё

Выпуск - №4(501)   :   26.01.2022
105

В условиях технологической модернизации экономики страны для рынка труда необходимы кадры с универсальным набором компетенций, активной гражданской позицией, межличностными навыками и системным мышлением.

Для достижения этой цели в системе профессионального образования большая роль в вопросах подготовки квалифицированных кадров отводится мастеру производственного обучения. Мастер производственного обучения периодически повышает свою квалификацию по одному или нескольким направлениям.

Будучи мастером производственного обучения со стажем более 12 лет и подготовив более 150 выпускников для сельскохозяйственного профиля, могу смело заявить, что государством создаются огромные условия для профессионального роста педагогов, поддержки креативных педагогических идей, талантливых, творчески работающих мастеров производственного обучения. Повышается и укрепляется статус профессии мастера производственного обучения, создаются условия для сопровождения профессионально-личностного развития в рамках обновления содержания образования, распространения опыта работы мастера производственного обучения.

В подтверждение тому законопроект «О статусе педагога», республиканский проект «Жас маман», конкурсы различного уровня и, конечно же, курсы повышения квалификации. Так, НАО «Talap» организовал республиканский семинар-практикум на тему «Непрерывное профессиональное развитие педагога как фактор развития системы технического и профессионального, послесреднего образования», который состоялся в декабре на базе Высшего политехнического колледжа г. Талдыкоргана. 

Перед нами, сельскими малокомплектными колледжами встаёт вопрос: как удержать контингент в селе, заинтересовать молодёжь, как поднять престиж сельского колледжа, сделать профессиональное образовательное учреждение центром компетенции в своем регионе? Конечно же, учиться у успешных, быть готовым меняться в условиях модернизации образования, иметь смелость браться за проекты, внедрять их, ставить цели и достигать. 

В 2015 году руководство Фёдоровского сельскохозяйственного колледжа приняло решение об открытии новой специальности «Сварочное дело». Началась огромная кропотливая работа, и уже в январе 2016 года колледж получил лицензию на эту специальность. Благодаря сплочённой работе коллектива в подготовке востребованных квалифицированных кадров, участию и победам в мероприятиях, конкурсах районного, областного и республиканского уровня, ежегодному участию в региональных чемпионатах WorldSkills и областных конкурах «Мастер года» наше учебное заведение добилось успешных результатов. Это позволило нам участвовать в проекте «Жас маман». Полученное оборудование по специальности «Сварочное дело» позволяет выработать и развить у студентов основные навыки при работе с различным сварочным оборудованием, изучить сварочные процессы, приобрести навыки воздушно-плазменной резки. Станок художественной ковки позволяет расширить спектр изготовления сварочных изделий, а также способствует развитию творческой фантазии студентов. 

Лаборатория поваров оснащена 28 позициями современного оборудования, широким диапазоном необходимого оборудования, что позволяет повысить эффективность и качество подготовки специалистов, а так же решить вопрос по приобретению дополнительной квалификации кондитера.

Фёдоровский район является флагманом агропромышленного комплекса в Костанайской области, поэтому выпускники специальности «Механизация сельского хозяйства» наиболее востребованы на рынке труда, к тому же большинство сельхозтоваропроизводителей используют технику марки «Джон Дир». В рамках проекта «Жас маман» учебная лаборатория специальности так же пополнилась необходимой техникой. 

Улучшение материально-технической базы, внедрение кредитно-модульной технологии обучения, переход на балльно-рейтинговую систему оценивания требует обновлённого взгляда педагога на процесс обучения, мотивирует его на самовыражение и самоактуализацию. Это предусматривает разработку и внедрение образовательных программ в соответствии с требованиями технической документации современного оборудования, требованиями социальных партнёров. Одним из важных этапов в реализации проекта «Жас маман» является обучение и стажировка педагогов для работы с современным оборудованием. 

Мастер в системе профессионально-технического образования является осью, вокруг которой вращается механизм обучения и подготовки специалиста. Если другие участники процесса выполняют определённую функцию, то мастер производственного обучения должен уметь всё. Поэтому так важно самообразование. Ежегодно с целью профессионального роста прохожу курсы повышения квалификации различного уровня, потому что уже с текущего учебного года все 34 колледжа региона перешли на модульно-кредитную технологию обучения, а с прошлого учебного года колледж ввёл рейтинговую оценку знаний обучающихся. Организации ТиПО получили академическую самостоятельность в формировании содержания образования. 

В рамках курсовой подготовки по теме «Моделирование образовательного процесса с учётом академической самостоятельности в организациях технического и профессионального, послесреднего образования» я получил большое количество необходимой информации и многому научился. Но, на мой взгляд, самым продуктивным, познавательным и приоритетным направлением курсовой подготовки по вышеназванной теме стала практико-ориентированность. В ходе практического модуля мы посетили базы наших социальных партнёров, в процессе работы ближе узнали оборудование, на котором будут практиковаться наши студенты, убедились в потребности наших выпускников, увидели направления развития наших партнёров. Хочется выразить благодарность Дине Темирлановне и команде центра педагогического мастерства НАО «Talap» за новый, востребованный модуль в курсовой подготовке.

Учащиеся в наше время не хотят слушать назидательные лекции, они хотят пробовать и делать, с данным нам на курсах инструментарием интерактивных технологий мы можем удовлетворить потребности наших студентов. Ведь мастер производственного обучения в своей работе должен быть многоликим, мы должны сочетать в себе педагога, воспитателя, психолога и наставника. 

Подводя итоги пройденных курсов, хотелось бы отметь их актуальность и своевременность, изучая каждый последующий модуль, мы открывали для себя что-то новое, дополняли имеющиеся знания. Реализация проекта «Жас маман», курсы повышения квалификации, активная жизненная позиция педагога-мастера позволяют решить ряд поставленных задач, а именно более качественное проведение практических занятий на современном оборудовании, повышение заинтересованности обучающихся в выбранной профессии, выполнение практических занятий по стандартам WоrldSkills и, как следствие, выпуск высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, востребованных на современном рынке труда. 

Сергей ШИРОКОВ,
мастер производственного обучения Фёдоровского сельскохозяйственного колледжа

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.