В условиях технологической модернизации экономики страны для рынка труда необходимы кадры с универсальным набором компетенций, активной гражданской позицией, межличностными навыками и системным мышлением.
Для достижения этой цели в системе профессионального образования большая роль в вопросах подготовки квалифицированных кадров отводится мастеру производственного обучения. Мастер производственного обучения периодически повышает свою квалификацию по одному или нескольким направлениям.
Будучи мастером производственного обучения со стажем более 12 лет и подготовив более 150 выпускников для сельскохозяйственного профиля, могу смело заявить, что государством создаются огромные условия для профессионального роста педагогов, поддержки креативных педагогических идей, талантливых, творчески работающих мастеров производственного обучения. Повышается и укрепляется статус профессии мастера производственного обучения, создаются условия для сопровождения профессионально-личностного развития в рамках обновления содержания образования, распространения опыта работы мастера производственного обучения.
В подтверждение тому законопроект «О статусе педагога», республиканский проект «Жас маман», конкурсы различного уровня и, конечно же, курсы повышения квалификации. Так, НАО «Talap» организовал республиканский семинар-практикум на тему «Непрерывное профессиональное развитие педагога как фактор развития системы технического и профессионального, послесреднего образования», который состоялся в декабре на базе Высшего политехнического колледжа г. Талдыкоргана.
Перед нами, сельскими малокомплектными колледжами встаёт вопрос: как удержать контингент в селе, заинтересовать молодёжь, как поднять престиж сельского колледжа, сделать профессиональное образовательное учреждение центром компетенции в своем регионе? Конечно же, учиться у успешных, быть готовым меняться в условиях модернизации образования, иметь смелость браться за проекты, внедрять их, ставить цели и достигать.
В 2015 году руководство Фёдоровского сельскохозяйственного колледжа приняло решение об открытии новой специальности «Сварочное дело». Началась огромная кропотливая работа, и уже в январе 2016 года колледж получил лицензию на эту специальность. Благодаря сплочённой работе коллектива в подготовке востребованных квалифицированных кадров, участию и победам в мероприятиях, конкурсах районного, областного и республиканского уровня, ежегодному участию в региональных чемпионатах WorldSkills и областных конкурах «Мастер года» наше учебное заведение добилось успешных результатов. Это позволило нам участвовать в проекте «Жас маман». Полученное оборудование по специальности «Сварочное дело» позволяет выработать и развить у студентов основные навыки при работе с различным сварочным оборудованием, изучить сварочные процессы, приобрести навыки воздушно-плазменной резки. Станок художественной ковки позволяет расширить спектр изготовления сварочных изделий, а также способствует развитию творческой фантазии студентов.
Лаборатория поваров оснащена 28 позициями современного оборудования, широким диапазоном необходимого оборудования, что позволяет повысить эффективность и качество подготовки специалистов, а так же решить вопрос по приобретению дополнительной квалификации кондитера.
Фёдоровский район является флагманом агропромышленного комплекса в Костанайской области, поэтому выпускники специальности «Механизация сельского хозяйства» наиболее востребованы на рынке труда, к тому же большинство сельхозтоваропроизводителей используют технику марки «Джон Дир». В рамках проекта «Жас маман» учебная лаборатория специальности так же пополнилась необходимой техникой.
Улучшение материально-технической базы, внедрение кредитно-модульной технологии обучения, переход на балльно-рейтинговую систему оценивания требует обновлённого взгляда педагога на процесс обучения, мотивирует его на самовыражение и самоактуализацию. Это предусматривает разработку и внедрение образовательных программ в соответствии с требованиями технической документации современного оборудования, требованиями социальных партнёров. Одним из важных этапов в реализации проекта «Жас маман» является обучение и стажировка педагогов для работы с современным оборудованием.
Мастер в системе профессионально-технического образования является осью, вокруг которой вращается механизм обучения и подготовки специалиста. Если другие участники процесса выполняют определённую функцию, то мастер производственного обучения должен уметь всё. Поэтому так важно самообразование. Ежегодно с целью профессионального роста прохожу курсы повышения квалификации различного уровня, потому что уже с текущего учебного года все 34 колледжа региона перешли на модульно-кредитную технологию обучения, а с прошлого учебного года колледж ввёл рейтинговую оценку знаний обучающихся. Организации ТиПО получили академическую самостоятельность в формировании содержания образования.
В рамках курсовой подготовки по теме «Моделирование образовательного процесса с учётом академической самостоятельности в организациях технического и профессионального, послесреднего образования» я получил большое количество необходимой информации и многому научился. Но, на мой взгляд, самым продуктивным, познавательным и приоритетным направлением курсовой подготовки по вышеназванной теме стала практико-ориентированность. В ходе практического модуля мы посетили базы наших социальных партнёров, в процессе работы ближе узнали оборудование, на котором будут практиковаться наши студенты, убедились в потребности наших выпускников, увидели направления развития наших партнёров. Хочется выразить благодарность Дине Темирлановне и команде центра педагогического мастерства НАО «Talap» за новый, востребованный модуль в курсовой подготовке.
Учащиеся в наше время не хотят слушать назидательные лекции, они хотят пробовать и делать, с данным нам на курсах инструментарием интерактивных технологий мы можем удовлетворить потребности наших студентов. Ведь мастер производственного обучения в своей работе должен быть многоликим, мы должны сочетать в себе педагога, воспитателя, психолога и наставника.
Подводя итоги пройденных курсов, хотелось бы отметь их актуальность и своевременность, изучая каждый последующий модуль, мы открывали для себя что-то новое, дополняли имеющиеся знания. Реализация проекта «Жас маман», курсы повышения квалификации, активная жизненная позиция педагога-мастера позволяют решить ряд поставленных задач, а именно более качественное проведение практических занятий на современном оборудовании, повышение заинтересованности обучающихся в выбранной профессии, выполнение практических занятий по стандартам WоrldSkills и, как следствие, выпуск высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, востребованных на современном рынке труда.
Сергей ШИРОКОВ,
мастер производственного обучения Фёдоровского сельскохозяйственного колледжа
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.