Беспилотный водный аппарат/дрон Apache 3 этим летом активно используют сотрудники лабораторного комплекса «LabNetWork» Костанайского регионального университета им. А.Байтұрсынұлы.
Уникальный аппарат приобретён в рамках реализации проекта министерства науки и высшего образования РК «Создание системы оперативного мониторинга водных ресурсов и экологического контроля гидротехнических инженерных сооружений Северного Казахстана».
Гидрографический дрон Apache 3 – это небольшой автоматический комплекс, включающий наземную станцию управления и судно. Оно оснащено одночастотным эхолотом и датчиком параметров воды для изучения глубин водоёмов. Станция управления связывается с судном по радиоканалу или через сотовую связь, что позволяет проводить гидрографическую съёмку на любом расстоянии.
Apache 3 уже был задействован в экспедициях по оценке рельефа дна и водных объемов водохранилищ Костанайской области. Все работы выполняются в рамках исследований республиканского проекта. Учёные КРУ в эти дни выезжают на Верхнетобольское и Каратомарское водохранилища, проводят батиметрическое изучение дна, собирают водный, почвенный и растительный материал для дальнейшего исследования в лаборатории.
Исследования проводят сотрудники КРУ Алмабек Нугманов, Алия Ыскак, Вадим Чашков, Адиль Нурпеисов, Темирлан Муканов и магистрант университета Артём Башев.
- В настоящее время по Верхнетобольскому водохранилищу уже обследовано 60 % акватории, по Каратомарскому – 15 % именно водного зеркала, – отмечает декан факультета сельскохозяйственных наук КРУ Алмабек Батыржанович Нугманов. – Уже получаем любопытные данные. Ёмкости обоих водохранилищ составляют 800 миллионов кубометров каждое. Это норма, их рабочая ёмкость. А вот максимальная глубина в паспортах этих водохранилищ заявлена 17-18 метров. Наш дрон зафиксировал на Верхнетобольском водохранилище уже 25-26 метров. То есть, в итоге объём водохранилищ может быть значительно больше того, который заявлен в паспорте. Оценка рельефа дна, которую проводят с помощью дрона наши учёные – это то, что не делалось десятилетиями. Также у нас работает группа геоботаников, биологов, которые обследуют прибрежную зону этих водохранилищ, что тоже очень важно. Все данные будут проанализированы, знание реальных цифр поможет планировать, реконструировать, строить. Это важная работа для региона.⠀
К слову, водный дрон может принести большую пользу региону, учитывая, что после весеннего наводнения дно водоёмов области существенно изменилось. Аппарат предназначен для выполнения автоматической трёхмерной съёмки как подводного, так и надводного пространства при проведении инженерно-геодезических, инженерно-гидрографических и инженерно-гидрометеорологических изысканий. Он эффективен при изучении рельефа дна, обследовании подводных переходов трубопроводов, состояния несущих опор мостов и дамб.
Ирина ВИШНИЧЕНКО,
фото медиа-центра Baitursynuly University
⠀
Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.