С началом дистанционного обучения цифровые технологии в организациях образования стали особенно востребованны. И в выигрыше оказались те, кто ввёл ИКТ в свою повседневную практику. В том числе педагоги и студенты Костанайского педагонического колледжа. Как КПК принял формат дистанционного обучения и продолжает в нём работать, рассказывает заместитель директора по информационным технологиям Жанар КУБЖАСАРОВА.
Жанар КУБЖАСАРОВА, заместитель директора по ИТ Костанайского педагонического колледжа
- Дистанционная форма обучения с 16 марта определила систему работы всех участников учебно-воспитательного процесса колледжа. В колледже созданы условия для успешной подготовки будущих специалистов образования и культуры. Ежегодно обновляется парк компьютерной техники, в учебных кабинетах установлены ноутбуки, моноблоки, персональные компьютеры с вебкамерами, три административных кабинета оснащены необходимым оборудованием для проведения семинаров и встреч в формате онлайн. За 2019-2020 годы сумма, направленная на приобретение компьютерной техники, составила 22 181 731 тенге: приобретены шесть мультимедийных кабинетов, LED-экраны, серверы для дистанционного обучения. Современный IT-класс BilimBook содержит уникальный и богатейший образовательный контент «Образовательная платформа «BilimLand», «iTest», «iMektep», моноблоки, многофункциональные устройства для всех структурных подразделений, мини-типографию, квадрокоптер. В марте текущего года колледжем на 1 848 000 тенге была закуплена платформа автоматизированной информационной системы «Platonus College».
- Что на ваш взгляд является определяющим фактором включения всех участников в учебно-воспитательный процесс колледжа при работе в онлайн-формате?
- Учебно-методической службой совместно с преподавателями кафедры математики и информационных технологий разработаны инструкции и методические рекомендации, как проводить занятия дистанционно. Параллельно проводилось обучение педагогического коллектива: мастер-классы по программам и платформам. Работая в виртуальном режиме, мы получили новый опыт. В период внедрения технологии дистанционного обучения студенты выпускных групп проходили учебно-производственную практику, умелая работа методистов колледжа способствовала освоению практических навыков учащихся. Мы преодолевали трудности и при работе с различными электронными носителями, к сожалению, не у каждого студента в наличии современные средства связи. В этом вопросе нам пошли навстречу родители ребят, постаравшись приобрести электронные носители для работы. Учебно-воспитательная работа осуществлялась через приложения «Skype», «Zoom», «Platonus College».
- Как педагогический коллектив готовился к дистанционному обучению?
- Теоретико-практическая база для такой организации труда была создана в коллективе задолго до перехода к дистанционным образовательным технологиям. К примеру, кафедра иностранного языка в 2018 году транслировала свой опыт работы в удалённом режиме, используя портал Trello.com, тогда это была далёкая перспектива, а сейчас это реальность. Мы стараемся повышать уровень квалификации педагогов, восемь наших преподавателей являются республиканскими тренерами, которые обучают преподавателей организаций технического и профессионального образования РК информационным технологиям, CLIL-технологиям, стандартам WorldSkills. В этом году шесть наших тренеров подготовили преподавателей организаций ТиПО области для работы по системе обновлённого содержания.
Кураторы групп стали главной организаторской силой, которая объединила вопросы образования и воспитания. Для нас важно было донести до сведения студентов и родителей, что не только овладение знаниями во время учебных занятий является главным, но и воспитание, а именно, проведение профилактических мероприятий в условиях чрезвычайного положения.
- В чём вы видите плюсы и минусы дистанционного обучения?
- Конечно, за столь небольшой период времени сложно определить все положительные и отрицательные стороны, но мы увидели, что дистанционное обучение необходимо внедрять с использованием современных информационных технологий и средств связи, а также для организации самостоятельной работы по поиску необходимой информации. Нельзя исключать и развитие активной жизненной позиции, включение студентов и преподавателей в жизнь социума.
Дистанционное обучение колледжа строится на платформе АИС «Platonus College», а также с помощью интерактивных ресурсов Skype, ZOOM, Sabak.kz, Classroom.google.com, LearningApps, онлайн-викторины Kahoot, Quizzes, виртуальной доски Мirо… Их очень много, ведь это всё индивидуальное творчество каждого преподавателя.
В течение года для преподавателей и студентов проведены мастер-классы, организованы конкурсы для совершенствования IТ-компетентности.
- Как строится дистанционный процесс обучения?
- Начнём с того, что каждый преподаватель через приложение Skype входит в ту группу, где у него согласно расписанию проводится занятие, согласует организационные моменты и объясняет ход занятия. Основной учебно-воспитательный процесс в условиях ДОТ, как и во многих колледжах, построен на самостоятельной работе студентов, которую они получают от преподавателей в своих личных кабинетах в АИС «Platonus College». Каждый студент имеет логин и пароль. При входе в кабинет студент видит новые задания от преподавателей и срок их исполнения.
Личный кабинет состоит из «Учебной аудитории» – это все дисциплины семестра, студент может поработать в учебной аудитории преподавателя, в которой размещён учебно-методический комплекс по дисциплине, может просмотреть, сколько студентов находятся в той или иной аудитории; «Журнала» – позволяет просмотреть свой журнал успеваемости по предметам, комментарии преподавателей; «Расписания» – своё расписание на неделю и по неделям, а также фамилия, имя, отчество преподавателя; «Индивидуального учебного плана» – номер зачётной книжки, дисциплины по семестрам, сколько часов определено на изучение дисциплины, ФИО преподавателя, форма контроля. Также можно просмотреть информацию о преподавателе по дисциплине; «Графика учебно-воспитательного процесса» – когда начинаются сессия, практика, каникулы и когда они завершаются. В «Сообщениях» можно прочесть письма и объявления, которые приходят студенту от преподавателей или администрации колледжа. На сайте колледжа имеется вкладка «Видеоуроки и видеолекции», где преподаватели выкладывают свои разработанные уроки.
- В чём преимущества программы «Platonus» для студентов и преподавателей?
- В этой программе систематизирована работа колледжа: уроки, зачёты и экзамены – всё предельно прозрачно. В будущем в колледже планируется переход на модульно-кредитную технологию и программа «Platonus» технически уже готова. Когда мы вернёмся в офлайн-режим, в этой программе планируем продолжить работу со студентами заочной формы обучения, чтобы они, не отрываясь от производства, смогли получать образование.
- Как проходила учебно-производственная практика в режиме дистанционного обучения?
- Студенты проводили учебные занятия в домашних условиях, разрабатывали видеоуроки по темам, сказки и т.д. Конкурсы, которые были запланированы, в связи с пандемией проводили дистанционно, к примеру конкурс «Лучшее электронное портфолио студента выпускника». Студенты демонстрировали на персональных сайтах свою небольшую педагогическую деятельность, а сейчас уже продолжают их обновлять как квалифицированные специалисты.
- Учёба в колледже – это и проведение традиционных мероприятий, кураторских часов, родительских собраний. Как педагогический коллектив решал вопросы воспитания?
- Экзамены, родительские собрания, зачисление первокурсников нового набора в этом году проходили в онлайн-формате. Традиционные праздники мы пока тоже проводим дистанционно. Комитет по делам молодёжи со студентами ведут свой канал «КПК Live» на YouTube. Так, подготовку к 1 сентября мы начали в этом году необычно: волонтёры работали над проектом праздника, съёмки для первокурсников и их кураторов проходили в творческой атмосфере, вокальные коллективы «Новое поколение», «Журек дауысы» и хореографы подготовили свои сюрпризы для педагогов и студентов. Команда «QPK Life», уже имея определённый опыт в проведении онлайн-концертов («Память в сердцах храним», «Премия Костанайского педагогического колледжа»), успешно справилась с подготовкой и трансляцией на YouTube торжественной линейки, которая была посвящена международному Дню знаний.
Обратную связь о проведённых мероприятиях мы получаем через сайт колледжа, студенты активно пишут, они публикуют свои статьи, информации, заметки на сайте и в СМИ. Можно сказать, это всё дистанционная работа будущего квалифицированного специалиста.
- Опыт коллектива складывается из идей и находок каждого преподавателя. Расскажите о педагогах, которые успешно ориентируются в реалиях дистанционного обучения?
- В колледже много преподавателей, которые имеют хороший опыт работы в дистанционном формате. Нуралы Арыстан, руководитель дебатного клуба «Алаш болашағы», преподаватель казахского языка и литературы, активно в дистанционном режиме ведёт дебаты со студентами. Айымгуль Боханова, преподаватель специальных дисциплин для будущих учителей начального образования активизирует учебную деятельность через платформу iMektep.kz: студентка проводит занятие, остальные ребята – в качестве учащихся, преподаватель следит и даёт рекомендации, предложения, замечания, далее всей группой проводят анализ занятия.
Регина Пивоварова, преподаватель химии кафедры естественно-гуманитарных дисциплин успешно ведет синхронные занятия на образовательной платформе BilimLand с использованием виртуальной лаборатории. Акбола Абжанова, преподаватель специальных дисциплин, дистанционно ведёт подготовку к региональному чемпионату WorldSkills Kostanay-2020 по компетенции «Дошкольное воспитание». На чемпионате будет четыре модуля.
Татьяна Чуркина, заместитель директора по учебно-методической работе, и Сандыбала Баекенова, методист колледжа, дистанционно обучают молодых педагогов: 8 сентября провели вебинар «Школа молодого педагога» для новичков и их наставников, на котором рассмотрены организационные вопросы, изучены основные нормативно-правовые акты по организации деятельности организаций технического и профессионального образования, шёл разговор об обновлённом содержании в сфере ТиПО, о применении балльно-рейтинговой буквенной системы оценки учебных достижений. Педагогом были даны рекомендации по планированию индивидуального развития.
Адильжан Букенбаев, преподаватель специальных дисциплин, успешно в дистанционном формате работает на платформе Google classroom. Данара Тулепова, преподаватель информатики, в сессионных залах в ZOOM организует работу в микрогруппах по предмету «Информатика»: учебная группа делится на микрогруппы, у каждой своё задание.
Бану Шаяхметова, преподаватель специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», руководитель танцевального коллектива, в онлайн-формате проводит практические занятия по дисциплине «Казахский танец».
Колледжем наработан инновационный опыт по организации учебно-воспитательной работы в условиях дистанционного обучения, позволяющий успешно решать задачи подготовки современного специалиста.
Мадина ГАЛИМХАНОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.