Под рабочей профессией понимается определённая трудовая деятельность, комплекс знаний и навыков, осваиваемых в организациях технического и профессионального образования, и, как правило, связанная с физическим трудом.
При подготовке таких работников больше времени уделяется практическому обучению в тесной связи с социальными партнёрами. Именно то, что студенты ещё во время обучения знакомятся с производственным процессом, обеспечивает им больше шансов успешного вступления на рынок труда и востребованность у работодателя. Отметим, что молодёжь, отдавшая предпочтение рабочим специальностям, имеет возможность постоянно повышать уровень своей квалификации: от малоквалифицированного работника до высококвалифицированного специалиста.
Житикаринский политехнический колледж готовит рабочие кадры по квалификациям: электрогазосварщик, мастер по ремонту автомобильного транспорта, техник-электромеханик, техник-механик, техник-маркшейдер, техник-технолог, повар. Для проведения профориентационной работы совместно с социальными партнёрами АО «Костанайские минералы», ТОО «Комаровское горное предприятие», ТОО «МехЛитКом» был открыт кабинет профориентации и карьеры. Цель создания кабинета – оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
С целью повышения престижа рабочих специальностей и оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в колледже были разработаны программы по проведению профессиональных проб. Профессиональные пробы – отличная форма знакомства с основными навыками той или иной специальности. Пробы проходят по двум направлениям: теоретическому и практическому.
На современном рынке труда наблюдается огромный дефицит людей, в совершенстве владеющих рабочими специальностями: производственная сфера экономики Казахстана постоянно растёт, а квалифицированных специалистов не хватает. Главная проблема – это не отсутствие рабочих рук как таковых, а отсутствие квалифицированных сотрудников и рабочих. Многие производственные предприятия используют оборудование мирового уровня, современную технику и технологии. Исходя из этого работодатель сегодня ждёт технически подготовленных рабочих, которые могут работать не только руками, но и хорошо соображать головой, чтобы правильно работать с инновационным оборудованием и уметь его обслуживать.
В рамках проекта «Жас маман» на базе колледжа был открыт Региональный центр компетенций по специальностям горнодобывающей отрасли и транспорта. Оборудованы современные лаборатории операторов горных машин и электромонтажных работ и релейной защиты, а также мастерские по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, сварочная мастерская, которые активно используются при подготовке рабочих кадров.
Для поднятия престижа рабочих профессий ежегодно проводится региональный чемпионат WorldSkills Kostanay среди студентов Костанайской области. Эффективное использование современного оборудования, приобретённого в рамках проекта «Жас маман», позволяет студентам занимать призовые места. Наши ребята приняли участие в шести компетенциях: «Сварочное дело», «Техническое обслуживание легковых автомобилей», «Слесарное дело», «Техническое обслуживание тяжёлых грузовиков», «Электромонтаж», «Маркшейдерское дело».
Привлекательность и перспективность рабочих профессий сегодня не вызывает сомнений. Выбор рабочей профессии – это залог карьерного роста, материального благополучия и уверенности в завтрашнем дне. У целеустремлённых и динамичных молодых людей есть два пути развития после окончания учебного заведения. Первый – постепенный карьерный рост на предприятии. Самые успешные руководители начинали свою карьеру с рабочих должностей, поскольку для профессионального роста главную роль играют практические навыки и мастерство, а не уровень полученного образования. Также здесь большую роль играет программа профессионального обучения, в которой присутствует не менее 50 процентов практики. После получения опыта работы и освоения многих технологий работник может поступить в профильный вуз. При этом теоретическое обучение в институте дастся ему намного проще, так как он уже будет владеть практическими навыками большей части материала.
Второй путь – открытие собственного дела или свободная занятость. В таком случае выпускник будет работать только на себя как юридическое или физическое лицо, выполняя заказы населения и различных предприятий. Так, например, с образованием повара-кондитера можно открыть собственную пекарню или выполнять частные заказы по выпечке на дому, а сварщик может открыть мастерскую прямо в собственном гараже, выполнять работы разного уровня и изготавливать модели по индивидуальным проектам. Подобные варианты существуют практически для всех рабочих профессий.
Поднимать имидж рабочих профессий должны сразу три заинтересованные стороны: государство, бизнес и общество. Многие развитые страны вошли в это состояние гораздо раньше и имеют полезный опыт, которым можно воспользоваться.
Сегодня можно смело сказать, что рабочие будущего – это востребованные и перспективные высококвалифицированные специалисты, способные как выполнять рутинную и механическую работу, так и проявлять задатки инженера и изобретателя.
Юлия ВИНОГРАДОВА,
старший мастер Житикаринского политехнического колледжа
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.