В рамках августовского совещания педагогических работников организаций ТиППО Костанайской области, проходившего накануне нового учебного года на базе Костанайского высшего педагогического колледжа, я провела мастер-класс на тему «Компетентностный подход в формировании творческих способностей обучающихся».
Главными задачами казахстанской системы образования является формирование и развитие личности обучающихся, обладающих компетенциями XXI века. Исследователями образования выделены основные компетенции: креативность, критическое мышление, умение общаться, сотрудничать, решать проблемы. Поэтому при подготовке урока учитель должен использовать инновационные методы, компетентностный и творческий подходы.
В основе компетентностного подхода стоит задача научить студентов самостоятельно добывать знания и уметь их применять в рамках определённой деятельности. Учитель-творец постоянно развивается и делится своим творческим потенциалом с учащимися, тем самым заряжает их своей энергией. Тогда ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развивать собственные идеи. Для этого на своих уроках я использую активные методы обучения, многие я разработала сама.
Например, авторским является активный метод обучения «Нить Ариадны», который поможет ребятам по наводящим вопросам, методом от простого к сложному найти ответ на загаданное слово, с которым они продолжат работу. Это может быть тема урока, цель, имя главного героя и т.д.
Ещё один авторский фотометод «Семейные узы». В его основу входит создание топперов для фотосессии по определённой тематике. Ребята создают их самостоятельно, дополняя тематическими рисунками. Задача – распределить главных и второстепенных персонажей, разложить материал по значимости и другое. А фото поможет напомнить ребятам о пройденном материале.
Участниками мастер-класса был сделан вывод, что реализация компетентностного подхода на занятиях способствует активизации творческой деятельности обучающихся.
Татьяна ДАНЧЕНКО,
преподаватель русского языка и литературы колледжа предпринимательства КИнЭУ
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.