Самостоятельность – в основе компетентности

Выпуск - №34(582)   :   08.09.2023
372

В рамках августовского совещания педагогических работников организаций ТиППО Костанайской области, проходившего накануне нового учебного года на базе Костанайского высшего педагогического колледжа, я провела мастер-класс на тему «Компетентностный подход в формировании творческих способностей обучающихся».

Главными задачами казахстанской системы образования является формирование и развитие личности обучающихся, обладающих компетенциями XXI века. Исследователями образования выделены основные компетенции: креативность, критическое мышление, умение общаться, сотрудничать, решать проблемы. Поэтому при подготовке урока учитель должен использовать инновационные методы, компетентностный и творческий подходы.

В основе компетентностного подхода стоит задача научить студентов самостоятельно добывать знания и уметь их применять в рамках определённой деятельности. Учитель-творец постоянно развивается и делится своим творческим потенциалом с учащимися, тем самым заряжает их своей энергией. Тогда ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развивать собственные идеи. Для этого на своих уроках я использую активные методы обучения, многие я разработала сама.

Например, авторским является активный метод обучения «Нить Ариадны», который поможет ребятам по наводящим вопросам, методом от простого к сложному найти ответ на загаданное слово, с которым они продолжат работу. Это может быть тема урока, цель, имя главного героя и т.д.

Ещё один авторский фотометод «Семейные узы». В его основу входит создание топперов для фотосессии по определённой тематике. Ребята создают их самостоятельно, дополняя тематическими рисунками. Задача – распределить главных и второстепенных персонажей, разложить материал по значимости и другое. А фото поможет напомнить ребятам о пройденном материале.

Участниками мастер-класса был сделан вывод, что реализация компетентностного подхода на занятиях способствует активизации творческой деятельности обучающихся.

Татьяна ДАНЧЕНКО,
преподаватель русского языка и литературы колледжа предпринимательства КИнЭУ

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.