Создание профессиональной среды и развитие инновационной деятельности

Выпуск - №48(545)   :   07.12.2022
399

В Костанайском педагогическом колледже проведён педагогический совет по теме «Научно-методическая и инновационная деятельность педагогов колледжа в реализации национального проекта «Качественное образование «Образованная нация». 

Одной из инициатив национального проекта является расширение доступа обучающихся к качественному образованию. В повестку проведения вошли актуальные вопросы: «Научно-методическая и инновационная деятельность педагогов колледжа в реализации национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» (Татьяна Чуркина), «Эффективность применения инновационных технологий в подготовке будущих специалистов в рамках обновления содержания дошкольного образования» (Акбала Абжанова), «Геймификация как одна из инновационных педагогических технологий, способствующих повышению интеллектуального развития дошкольников» (Лилия Подкалюк), «Реализация профессиональных стандартов WorlSkills компетенции «Преподавание в начальных классах» на занятиях специальных дисциплин» (Гульжанар Мухамедьярова), «Проектная технология обучения как способ формирования soft skills компетенций» (Галия Султанова). Также были рассмотрены вопросы «О внесении изменений и дополнения в состав аттестуемых педагогов на 2023 год» (Алмагуль Рахметова), «Об утверждении состава комиссии по проведению самооценки в рамках подготовки к государственной аттестации КГКП «Костанайский педагогический колледж» управления образования акимата Костанайской области в 2022-2023 учебном году» (Татьяна Чуркина). 


Методическая работа в колледже является необходимой организационной службой для повышения уровня готовности к инновационной деятельности педагога, формированию и созданию определённой профессиональной среды, а также оказывает системную практическую помощь педагогам в повышении их профессиональной компетентности. Реализацией целей и задач методического сопровождения обучающихся и педагогов колледжа занимаются методисты Мария Баган и Жанар Кусеубаева, заместитель директора по учебно-методической работе. 

Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Без творчества нет педагога-мастера. Следовательно, актуальными проблемами являются изменения в контексте образования – введение инновационных подходов в педагогическую практику. Именно с организацей учебно-методической и научно-методической деятельности педагогов колледжа я ознакомила всех участников педагогического совета.

В Костанайском педагогическом колледже осуществляют педагогическую деятельность 105 штатных работников. Базовое образование и высокий профессиональный потенциал преподавательского состава кафедр соответствует преподаваемым дисциплинам, что позволяет организовать учебно-воспитательный процесс на современном уровне. Качественный состав педагогов, имеющих квалификационные категории «педагог-исследователь», «педагог-эксперт», «высшую», «первую» составляет 67%. В колледже работают один кандидат педагогических наук, 29 магистров по педагогическому профилю, также 10 педагогов обучаются по программам магистратуры в отечественных и зарубежных вузах. Педагоги колледжа включены в активную деятельность по разработке учебной и учебно-методической продукции, участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях и фестивалях, своевременно публикуют о результатах своей профессиональной деятельности в научных и педагогических изданиях. 

За 2021-2022 годы организованы и проведены четыре международные научно-практические конференции, в которых приняли участие педагоги нашего региона, областей Республики Казахстан, России и Беларуси. По итогам конференций выпущены сборники с материалами конференций, размещены на информационном сайте колледжа. Участие педагогов колледжа в профессиональных конкурсах не просто форма проверки уровня педагогического мастерства и ориентир на саморазвитие, но и возможность трансляции своего опыта, обобщения результатов педагогической деятельности. В 2021, 2022 годах призёрами республиканских и областных конкурсов стали Татьяна Кравченко, Алмагуль Кенжегарина, Жанар Кусеубаева, Данара Тулепова, Татьяна Юркевич, Галия Султанова, Алина Юсупова. Хороший показатель результативности наших педагогов в 2022 году в республиканском конкурсе инновационных работ, организованном НАО «Талап». Победителями первого республиканского тура стали Гульшат Алимбаева, Наталья Деннер, Татьяна Кучерявая, Ольга Третьякова, Галия Султанова. В 2022 году 38 педагогов колледжа приняли участие в организации и проведении областных мероприятий: в областном флеш-семинаре «Инновационные технологии на уроках: тенденции, перспективы» (февраль, 2022 год), областном семинаре-мастерской по теме «Особенности конструирования современного учебного занятия в условиях обновлённого содержания образования» (октябрь, 2022 год). На открытых учебных занятиях, мастер-классах, демонстрационных площадках педагоги колледжа продемонстрировали инновационные, передовые и современные технологии, применение активных и интерактивных методов и приёмов обучения, современных информационных технологий и приложений «Kahoot», «SWOT», «Learningapps», «Quizlet», «Padlet» и др. 

В 2022-2023 учебном году организована работа 13 творческих групп, созданных по инициативе педагогов с целью обобщения опыта по направлениям деятельности. Деятельность творческих групп направлена на решение проблем, возникающих у педагогов, как в процессе организации, так и в проведении лекционных и практических занятий, организации самостоятельной и учебно-исследовательской деятельности со студентами. К примеру, результатом работы над творческими проектами в 2021-2022 году стало обобщение педагогического опыта работы на областном экспертном совете управления образования педагогов Адильжана Букенбаева, Ольги Третьяковой, Елены Жутовой, Татьяны Кучерявой. В 2023 году запланировано обобщение опыта восьми педагогов колледжа. О развитии научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся, о необходимости проведения «Рефлексия собственной практики и практики коллег», применении в своей деятельности современных педагогических подходов Action Research и Lesson study в целях совершенствования методики преподавания и повышения уровня знаний обучающихся говорилось в моём выступлении.

Способами совершенствования учебно-воспитательного процесса и профессионального развития педагогов в своих выступлениях поделись преподаватели кафедр дошкольного воспитания, педагогики и психологии, математики и информационных технологий. С 2022-2023 учебного года по поручению главы государства в детских садах началось внедрение новой модели дошкольного образования, проводится работа по обновлению программ детских садов, произошли изменения в государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения. Об эффективности применения инновационных технологий педагогами кафедры дошкольного воспитания говорила заведующая кафедрой Акбала Абжанова.

С изменениями в государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения на основе принципа «Обучение через игру», с применением и использованием способов геймифицированного (игровые приёмы, формы) обучения при подготовке будущих специалистов дошкольных организаций ознакомила преподаватель специальных дисциплин Лилия Подкалюк. Реализация четвёртой задачи национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» предполагает обеспечить доступное и качественное техническое и профессиональное образование. К 2025 году система ТиПО станет более гибкой, ориентированной на формирование самых востребованных компетенций у обучающихся. Представила опыт работы по теме «Реализация профессиональных стандартов WorlSkills компетенции «Преподавание в начальных классах» преподаватель специальных дисциплин кафедры педагогики и психологии Гульжанар Мухамедьярова.

В современном мире недостаточно лишь знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые сегодня называют мягкими или гибкими – soft skills. О результативности работы по теме «Проектная технология обучения как способ формирования soft skills компетенций» рассказала преподаватель экономических дисциплин Галия Султанова.

По итогам каждого выступления были даны конкретные рекомендации педагогам колледжа по использованию и применению в работе инновационных методов, эффективных технологий и форм обучения, дальнейшему планированию организации учебно-воспитательного процесса в колледже. Для определения уровня сформированности у педагогов готовности и степени развития в сфере инновационной деятельности было проведенного анкетирование, в котором приняли участие 84 педагога. Большинство считают, что инновационная деятельность педагога является важной ступенью в саморазвитии, желают участвовать и развиваться в научно-исследовательской деятельности, участвовать в научно-практических семинарах, конференциях, распространять и обобщать педагогический опыт работы. По результатам анкетирования выстроена дальнейшая траектория по совместной работе с педагогами в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса в колледже. 

Завершением собрания единомышленников стало награждение педагогов почётными грамотами, благодарственными письмами управления образования, Локального профессионального союза работников организаций образования и науки Костанайской области за особый вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения.

Выдающийся просветитель казахского народа Ахмет Байтурсынов сказал: «Любое дело будет сделано хорошо и быстро, если его будет делать знающий человек». Надеемся, что представленный сегодня педагогический опыт работы наших коллег позволит каждому сформировать вектор повышения профессионального развития и педагогического мастерства, а для будущих специалистов, студентов колледжа создать возможности формирования успешной личности, имеющей необходимые знания и навыки для достойной и счастливой жизни.

Татьяна ЧУРКИНА, 
замдиректора по УМР КПК 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.