Традиции, важные для будущего

Выпуск - №2(650)   :   17.01.2025
403

5411373079306822460

Игры с асыками имеют многовековую историю и являются традиционными для казахского народа. Эти игры сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

5411373079306822461

Насчитывается примерно 30 видов игр в асыки. Раньше хороший сака можно было обменять на 300 асыков, но никто его не менял. Сака считался талисманом и семейной реликвией, передавался от отца и деда. Перед игрой на него дули, чтобы сака принес удачу. Потерять сака считалось плохой приметой – потерять удачу.

В играх с асыками могут принять участие все желающие, нет ограничений по половому и возрастному признаку, социальному и общественному статусу, что имеет социальное значение. Кроме этого не требуется особого оборудования и места. В игре «Бес асық» достаточно пять асыков и маленького коврика. В игру «Үш асық» я учу играть детей предшкольного возраста, а в игру «Бес асық» учу играть уже студентов колледжа.

Наряду с развитием физическим игры с асыками вырабатывают скорость принятия правильных решений, навыки взаимодействия с другими участниками. Игры «Омпы», «Шеңбер жасап ату», «Үш табан» , «Тас қала» учат точности и меткости. В каждой игре разное расположение асыков на кону, разные правила, следовательно, и разная тактика игры, способ выбивания асыка. Игроку надо решить, как попасть в асык, куда следует ударить, какой силы должен быть удар. Все эти вопросы игрок должен пропустить через своё сознание, а затем прицельно и точно ударить по асыку.

Разные правила игр с асыками позволяют игроку самому решать, как действовать в той или иной ситуации, делать свой выбор для достижения цели. Такая тренировка имеет большое значение для обучающихся, так как поможет навыки критического мышления перенести в другие жизненные ситуации. Каждое действие игрока ориентировано на определённый результат, а достижение победы предполагает активизацию мыслительных процессов, воли для достижения результата, особой выдержки и организованности. В играх с асыками создаются предпосылки для проявления взаимодействия, сотрудничества, сопереживание, соучастия. Такие способности имеют значение в любых других видах деятельности.


Елена ЮРКОВА,
преподаватель спецдисциплин колледжа «Зерек», г. Костанай

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».