В Костанайском педагогическом колледже состоялась защита дипломных работ выпускников отделения культуры, специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество». После итогового государственного экзамена выпускники выйдут с квалификацией «Педагог-организатор досуга, руководитель коллектива декоративно-прикладного мастерства».
Защита дипломных проектов состоялась по мастерству художественной обработки материала. Дипломные проекты, как поясняет заведующая кафедрой декоративно-прикладного мастерства Бибижамал Баякова, отражают те техники, которые студенты изучали на специальных предметах. А то, как освоили ребята художественные приёмы и технологии, можно было увидеть на выставке, развёрнутой в фойе колледжа.
Преподаватели и студенты с удовольствием делают фотосесии у работы Сергея Щедрина
Творческие работы выполнялись студентами выпускного курса в течение года под руководством преподавателей Бибижамал Баяковой, Аллы Ковбица, Даметкен Капеновой, Ляйли Аби, Георгия Сокова. Сначала вместе с наставником выбиралась тема проекта, материалы, которые будут использоваться в работе. И здесь нередко случались настоящие открытия, ведь каждому хотелось создать что-то особенное, неповторимое, чего ещё не было. Благо, декоративно-прикладное искусство даёт широчайший простор для полёта фантазии и креативного поиска.
Обычная плитка ПВХ превратилась в необычные натюрморты
Например, студентка Светлана Соляных, наблюдая за укладкой покрытия беговой дорожки на территории колледжа, заинтересовалась материалом – резиновой крошкой, которую получают из отработанных шин, покрышек и прочего. Вместе с Бибижамал Мукашевной решили применить эту крошку для создания декоративной композиции. Оказалось, что материал отлично обрабатывается и лаком, и акрилом, удобен в работе. И в результате проб родилась идея оригинального триптиха «Времена года», который отлично может вписаться в интерьер и офиса, и квартиры.
Трипих «Времена года» выполнен из резиновой крошки для дорожных покрытий
Для триптиха «Натюрморт» в технике мозаики Валерия Лукманова применила кусочки плитки ПВХ, которую используют для отделки помещений. И из такого прозаического материала получилось очень художественное, изысканное произведение.
Старинному казахскому обряду тусау кесер (разрезание пут) посвятила свой проект Жулдыз Нурланкызы. Длинная, широкая дорожка символизирует долгий и успешный путь, предстоящий ребёнку, вышитые на ткани добрые пожелания благословляют этот путь, традиционный орнамент говорит о благополучии. В изделии продуманы все детали: и нарядная подушечка для ножниц, и сами цветные путы, чтобы жизнь ребёнка была яркой… И этот проект как нельзя кстати пришёлся на итоговый экзамен, ведь выпускникам тоже предстоит путь во взрослую, трудовую жизнь. А потому символическое изделие открывает собой всю дипломную выставку.
Национальные свадебные обряды послужили вдохновением для работ из фетра Гульмиры Утешевой. Преподаватель Алла Ковбица давно оценила этот материал, и «заразила» увлечением студентку. Гульмира Утешева по-новому взглянула на традиционный коржын, в который кладут подарки, и создала очень стильное изделие.
Дарья Куценко и её Кос и Танай
Для создания сувенирных кукол Кос и Танай Дарья Куценко использовала сразу несколько технологий: голову делала в технике папье-маше, туловища набивала синтепоном, сама кроила и шила наряды, для которых использованы элементы национальных орнаментов, волосы и ресницы тоже выполнены вручную. Работа была очень кропотливой, но результат просто на загляденье.
Ландшафтная скульптура «Пара оленей» выполнена Валерией Лычкатой
Самое ценное то, что в каждой дипломной работе отражён собственный творческий почерк студента, его идеи, находки. Здесь нет повторов, копирований, стандартных ходов, каждое изделие уникально и неповторимо. Несомненно, это оценили члены дипломной комиссии: художник Сергей Луговой, преподаватель художественной школы им. А.Никифорова Дмитрий Шалунов, главный художник областного кукольного театра Александра Кравцова.
Медвежья семья мастерски связана Кристиной Балаевой
Выпускники специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» ведут кружки в школах, домах культуры, центрах досуга, создают свои студии, немало тех, кто открывает бизнес по изготовлению декоративных предметов для интерьера, по разработке дизайна. И, конечно же, то, как они освоили в колледже творческие премудрости, сказывается на успешности их дальнейшей работы. Педагоги, которые сами обладают большим мастерством в разных направлениях прикладного искусства, постарались передать своим студентам все секреты создания декоративных изделий, научить их широко мыслить, смело осваивать новые техники, изобретать свои приёмы. Теперь очередь за выпускниками нести в мир красоту и эстетику.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.