«Бизнес-клуб» школы-гимназии №3: работа на опережение

Выпуск - №36(432)   :   11.09.2020
229

В новом Послании Президента РК уделено особое внимание развитию сферы образования, в частности, связи образования с экономикой. Глава государства отмечает: «Ставка будет сделана на подготовку новой волны предпринимателей, поэтому предмет «Основы предпринимательства и бизнеса» должен изучаться на всех уровнях образования».


 
В костанайской школе-гимназии №3 более трёх лет ведётся работа в этом направлении. Как поясняет замдиректора по работе с одарёнными детьми ШГ №3 Амиржан Джумабеков, сначала при поддержке палаты предпринимателей «Атамекен» в рамках программы «Рухани жаңғыру» был создан кружок «Бизнес-клуб». А теперь этот проект получил продолжение благодаря урокам по предмету «Основы бизнеса и предпринимательства». 

- В 2017 году в Астане я проходил стажировку по линии министерства образования и науки при поддержке Ассоциации выпускников-стипендиатов «Болашак». Одно из направлений деятельности Ассоциации – развитие стартап-проектов в сотрудничестве с Павлодарским государственным университетом. И один из лидеров этой организации Азамат Божаков предложил мне реализовать в своей школе проект, который бы давал старшеклассникам знания и навыки, необходимые для запуска собственных стартапов, - рассказывает Амиржан Закариевич. – С этой идеей я обратился в палату предпринимателей «Атамекен», где получил одобрение, нашёл понимание и у директора нашей школы. Вести кружок мы предложили учителю истории Дмитрию Караичеву, как молодому, активному и перспективному педагогу. И вот уже третий год «Бизнес-клуб» успешно действует в школе-гимназии №3.

В 2017-2018 учебном году для учеников 10-11 классов раз в неделю Дмитрий Игоревич начал вести занятия, на которых ребята получали все те знания, которые необходимы начинающему предпринимателю. Что такое менеджмент, маркетинг, банковский кредит, налоги, как написать бизнес-план, как продвигать свой продукт на рынок… Всё это и многое другое оказалось полезно и нужно старшеклассникам. 

- Я для себя в своё время прошёл курсы в палате предпринимателей, на которых готовили бизнес-советников. И поэтому вести кружок по основам предпринимательства мне просто интересно, - делится Дмитрий Караичев. – Тем более я преподаю и такой предмет как «Основы права», а это тоже знания, необходимые в предпринимательской деятельности. Правда, этот курс более наукоёмкий, несколько трудноват для восприятия. А кружковая деятельность позволяет заинтересованным ребятам в более доступной форме получить ту информацию, которая необходима для формирования базовых представлений о бизнесе.  

Для работы кружка, разумеется, есть план, но он не догма, как поясняет Дмитрий Игоревич. Педагог ориентируется, прежде всего, на интересы ребят, на те актуальные темы, которые возникают, обсуждаются в обществе, на то, в каком настроении дети пришли на занятие. Можно начать с обсуждения новостей, можно поиграть, можно устроить физминутку… Главное для преподавателя – увлечь детей, дать им возможность включить нестандартное мышление, стремление делиться своими идеями, осваивать что-то новое.

- Мы с ребятами участвовали в деловой игре, которая проводилась на факультете экономики колледжа КИнЭУ между студентами и школьниками, заняли призовые места, - рассказывает Дмитрий Караичев. – Посещали один из банков, где для детей организовали экскурсию, показали, как работает банк, на примере разъяснили процесс получения кредита. К нам приходили представители палаты предпринимателей и рассказывали, что такое налоги, как они высчитываются. Мы рассматриваем примеры успешных предпринимателей, разбираем их способы действий. Это могут быть как близкие знакомые ребят, так и известные бизнесмены. Большой интерес у детей вызвал пример Арслана Даримова, который открыл свою языковую школу в нескольких городах Казахстана. Арслан начинал свой проект ещё школьником, реализуя литературу, которая помогла ему хорошо выучить английский язык, потом, увидев большой спрос на качественную языковую подготовку, он начал преподавать сам, затем стал нанимать преподавателей… Теперь его языковые школы работают в четырёх городах. Чтобы познакомиться с идеями местных молодых предпринимателей, авторов стартапов, мы побывали на выставке бизнес-проектов в рамках «Zhas project». Впервые участвовали в международной экономической олимпиаде (Нур-Султан). Пока, правда, без результатов, но, думаю, в следующий раз добьёмся успехов, уже сейчас начинаем готовиться. В планах наладить сотрудничество с вузами, поскольку детям было бы полезно узнать, какие дисциплины необходимы будущим бизнесменам, чему нужно уделить внимание при подготовке к поступлению в вуз, может быть даже послушать лекции по началам экономики, менеджмента. Конечно, мы будем проводить встречи с предпринимателями с помощью ПП «Атамекен», которая продолжает курировать наш кружок. Думаю, ребятам будет очень интересно побывать на действующем предприятии, увидеть изнутри производство, работу руководителя и специалистов. 


Участники международной экономической олимпиады

На занятиях «Бизнес-клуба» старшеклассники рассматривают самые разные ситуации, которые связаны с предпринимательской деятельностью, в том числе и те, которые могут нанести ущерб. Разбирают виды мошеннических операций, узнают, как себя экономически защитить, избежать неоправданных рисков. Кстати, дети сейчас в этом плане очень подкованы, считает Дмитрий Игоревич, они грамотны в том, что касается банковских операций, платежей через интернет. Но есть необходимость разъяснять им особенности действия трудовых договоров, как не дать себя обмануть, защитить свои права как несовершеннолетних и т.д. В прошлом году помимо кружковой деятельности появился предмет «Основы предпринимательства и бизнеса» в инвариативной части школьной программы. Национальная палата предпринимателей, которая выступила инициатором этого предмета, подготовила учебник, основанный на методе геймификации, то есть игровой деятельности, и разборе кейсов. Всё построено на казахстанских реалиях, с учётом особенностей нашей экономики, нашего рынка. 

- Дети разбирают известные стартапы, пытаются понять, что нужно для того, чтобы бизнес-проект заработал, а что мешает реализации своего дела. В игровой форме, скажем, через ту же «Монополию», школьники приобретают экономическую грамотность, осваивают терминологию, начинают понимать законы рынка, функции банка, налогообложения и многое другое. Всё это мотивирует ребят в будущем заняться предпринимательством, которое необходимо для развития экономики, формирования конкуренции и тем самым повышения качества товаров и услуг, создания новых рабочих мест, - отмечает Дмитрий Караичев. – На уроках в 10 классе мы начинаем с основ: дети узнают историю казахстанской экономики, пути её развития, знакомятся с базовыми понятиями – кредит, ипотека, депозит, маректинг, франчайзинг, инвестирование… В 11 классе ребята уже учатся разрабатывать свои проекты: определяют вид деятельности, прорабатывают план развития своего дела, придумывают логотип, маркетинговые ходы и так далее. К концу обучения им нужно будет свой проект представить, защитить и получить зачёт. Кстати, что касается выбора проектов, то интересы у ребят самые разные. Но мальчики чаще выбирают сферу IT, а девочкам ближе услуги, связанные с красотой, модой, развлечениями. Иногда бывают просто фантастические идеи у ребят, но и это хорошо, пусть работает воображение. Конечно, мы говорим о том, какие виды предпринимательской деятельности сегодня наиболее перспективны, в чем заинтересовано государство, куда направляются субсидии. Все эти моменты я стараюсь донести до учеников. У нас есть игра, в которой можно на практике разобрать весь механизм предпринимательской деятельности. Ребята делают из бумаги шляпки, которые затем они должны продать. Им нужно выяснить спрос, цены, отличие оптовых поставок от индивидуальных заказов, выкупить место для открытия своего «магазина», продумать маркетинговую политику, рекламу и так далее. По итогам проводим анализ и выясняем, почему одним удалось «раскрутиться», а другим нет, в чём были ошибки, а где удачные ходы. По статистике, из десяти созданных предприятий через год восемь закрываются из-за неэффективной рекламы, неудачно выбранного места, неправильного планирования, перерасхода бюджета, ненадёжных поставщиков. Всё это мы с ребятами обсуждаем, стараемся проанализировать на примерах, провести маркетинговые исследования. На уроках рассматривается и психологический аспект: каковы должны быть личностные качества предпринимателя, как строятся сотрудничество, взаимоотношения в коллективе, как делегируются полномочия, какова лидерская ответственность. 



Дмиитрий Караичев уверен, что и «Бизнес-клуб» продолжит свою деятельность. Он позволяет тем ребятам, которые заинтересованы в предпринимательстве, получить более глубокие знания, более предметно разбирать те или иные деловые ситуации, ближе знакомиться с деятельностью предприятий, а также получать практические навыки. Например, двое ребят, занимающихся в кружке, уже запустили свой небольшой бизнес – интернет-магазины: один занимается реализацией спортивного питания, другой предлагает игрушки ручной работы. А из выпускников «Бизнес-клуба» многие поступили на факультеты, связанные с экономикой, финансами, менеджментом. 

- Знания, которые дети получают и на уроках основ предпринимательства, и на занятиях кружка, полезны не только будущим бизнесменам, но и просто в жизни, - считает Дмитрий Игоревич. – Экономическая, финансовая, правовая грамотность необходимы каждому современному человеку. Уверен, такое внимание к основам предпринимательства в молодёжной среде – отличная инвестиция в будущее нового поколения.

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.