Пересмотр и обновление содержания и методики преподавания является первостепенной задачей профессорско-преподавательского состава филиала акционерного общества «НЦПК «Өрлеу ИПР по Костанайской области». В системе повышения квалификации педагогов сегодня активно используются интерактивные формы и методы обучения, одной из которых является фасилитация.
Для начала, несколько слов, что такое фасилитация и как данный метод можно использовать в образовательных целях курсов. Фасилитация – это недирективный подход в работе с группами. Это одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.
Цель фасилитации – нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Грамотно организованный процесс фасилитации способствует повышению эффективности групповой работы, вовлечеённости и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
Успех фасилитации достигается путём грамотной предварительной подготовки, планированием и конструктивным подходом во время проведения обсуждения. Этап подготовки начинается с постановки целей и формы итогового результата, а заканчивается выбором технологий и эффективных методов фасилитации для обеспечения процесса групповой работы и достижения результатов. Простые и практичные инструменты фасилитации, разработанные с учётом современных представлений о человеческом восприятии и работе мозга, помогают преодолеть все возможные проблемы групповых обсуждений и принять лучшие решения, на которые только способны слушатели.
Существуют различные методики фасилитации, отличающиеся функционалом и своими методами пробуждения креативности участников: технология «Open Space», технология «Интернациональное кафе», динамическая фасилитация, классический мозговой штурм, метод Дельфи, стратегия Уолта Диснея, негативный мозговой штурм, фасилитированная дискуссия, технология «идея-лог», «скампер», Pinpoint, работа с модерационными картами. В рамках этих методик используются эффективные способы генерации решений — mind-mapping, силовое поле, рейтингование, классический мозговой штурм.
Инструменты фасилитации хорошо комбинируются с методами активного обучения, используемыми на курсах, такими как интерактивные игры, тренинги, дебаты, дискуссии, ярмарки идей и многими другими. В зависимости от поставленной цели и задач могут проводиться занятия в форме воркшопа, мастерской, круглого стола, стратегической и тактической сессий и многих других. Фасилитация позволяет обеспечить благоприятный психологический климат в процессе обучения, пространство свободы для принятия самостоятельных решений, самоутверждение и самореализацию в учебной деятельности, развитие личностного потенциала слушателей.
Ключевая задача современного педагога – быть фасилитатором, владеть технологиями управления дискуссией, способствующий недирективной и качественной коммуникации между членами группы, проявляя доброжелательность, настойчивость и нейтральность. Для преподавателя, использующего технологию фасилитации в рамках курсовой подготовки, важно:
* структурировать и направлять дискуссию в нужное русло;
* отбирать действительно удачные решения группы;
* брать на себя риск, выходить самому и выводить участников из зоны комфорта;
* работать с разными группами;
* ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
* сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
* быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников и, соответственно, быстро их преодолевать;
* противостоять стрессу;
* открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.
Технология фасилитации способствует переходу на качественно более высокий, соответствующий современным запросам уровень повышения квалификации. Высокое качество образования сегодня может обеспечить только педагог, способный к саморазвитию и самоопределению в ситуации подвижного, постоянно меняющегося образования, способный и готовый к постоянному переобучению и обновлению. Современный педагог должен уметь развиваться сам, тем самым обеспечивая возможности для развития своих учеников.
Наталья ИСТОМИНА,
ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР
по Костанайской области»
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.