Для роста качества образования условия созданы

Выпуск - №8(605)   :   27.02.2024
599

На расширенной коллегии управления образования под председательством акима Костанайской области Кумара Аксакалова, состоявшейся на минувшей неделе во Дворце школьников «IQostanay», подведены итоги календарного года и обозначены стратегические цели развития системы образования региона.

В работе коллегии приняли участие заместители акимов городов и районов области, руководители областных ведомств, отделов образования, вузов, колледжей, общественных объединений, представители педагогического сообщества.

Важна академическая честность и объективность каждого педагога
Руководитель управления образования Айман Ибраева в своём выступлении отметила успешные направления, перспективные проекты, достижения костанайских педагогов, а также обозначила проблемные зоны, требующие особого внимания. Так, Айман Елемановна сообщила, что до 2025 года в области будут построены девять новых школ, из которых восемь – в рамках проекта «Комфортная школа». По итогам мониторинга, проведённого министерством просвещения, опыт Костанайской области в сфере воспитательной работы и дополнительного образования за 2023 год признан одним из лучших в республике. И знаковым событием стало открытие Дворца школьников «IQostanay», где занимаются 1660 детей в две смены. К началу летнего сезона начнёт работать детский спортивно-оздоровительный лагерь в Аулиекольском районе на 150 мест (за счёт средств фонда «Қазақстан халқына»). В 2025 году планируется открытие Детского дома творчества на 100 детей в Жангельдинском районе, а в Амангельдинском районе ожидается открытие первого в области Community центра.  

Особо отмечены заслуги единственного в стране Регионального учебно-методического центра психологической поддержки, деятельность которого повлияла на существенное снижение аутодеструктивного поведения детей и молодёжи. Проведена реорганизация центра для более углублённой работы по профессиональному психологическому сопровождению и профилактике.

Руководитель управления образования озвучила весомые достижения костанайских школьников на республиканском и международном уровнях, подчеркнув, что это результат работы учителей, которые непрерывно повышают свой профессионализм, в том числе благодаря действующим в области проектам. Например, для повышения качества образования в малокомплектных школах области действует проект «Мобильный учитель». Пять лет успешно действует областной педагогический клуб «Ұлағат» по внедрению лучших практик и инициатив (наиболее активны педагоги Костаная, Рудного, Лисаковска, Костанайского района). В проекте «Педагог в непрерывном образовании» участвуют как учителя, так и школьники. Количество школ в проекте увеличилось с трёх до 20 с охватом 217 учеников 7-11 классов. По итогам прошлого учебного года из 60 выпускников проекта 44 поступили в педагогические колледжи и вузы. Кроме того, с прошлого года реализуется проект «Педагогический конструктор для молодых педагогов» (блочное погружение в конкретную тему в течение месяца в онлайн-формате). Проект рекомендован для применения в республиканском масштабе.  

В сфере технического и профессионального образования в приоритете подготовка кадров с учётом спроса рынка труда. В рамках меморандума с Минским тракторным заводом в Костанайском индустриально-педагогическом колледже со следующего года откроется специальность «Мехатроника», в колледже автомобильного транспорта открыты группы по специальностям «Литейное производство», «Автомобилестроение»; в прошлом году Казахстанским агротехническим колледжем получена лицензия по специальности «Ветеринария», в педагогическом высшем колледже предусмотрено обучение по специальности «Логопедия» в рамках прикладного бакалавриата. Как отметила Айман Елемановна, взят курс на профилизацию колледжей, отраслевую компановку специальностей.

Говоря о несоответствии нормативу контингента 119 малокомплектных школ (из 228), Айман Ибраева обратилась к главе региона с просьбой дать поручения акимам районов помочь привести школы в соответствие нормативу, использовать все возможности для  сохранения школы как центра жизни села. Также она выразила обеспокоенность состоянием сельских дорог с осени до весны, из-за проблем с которыми нередко случается срыв подвоза школьников. Поэтому требуется содействие акимов регионов в этом вопросе.

- Обращаясь к директорам школ, ко всему педагогическому сообществу области, подчеркну – созданы все условия для планомерного роста качества образования. И теперь наша совместная задача – активная работа в этом направлении. Здесь важна академическая честность и объективность каждого педагога, продуманный внутришкольный контроль, саморазвитие и самосовершенствование учителей, – сказала в завершение доклада руководитель управления образования. 

Давайте сделаем так, чтобы школы Костанайской области заметно отличались в лучшую сторону!
Подводя итоги коллегии, аким области обратил внимание, что на сферу образования из областного бюджета выделаются немалые средства. За последние три года – 9,8 млрд тенге. Модернизированы 245 школ в городах и сёлах. А что касается школ, не соответствующих нормативу по количеству учащихся (за пять лет пришлось закрыть 63 школы), глава региона предложил увеличивать контингент посредством переселения жителей в более перспективные сёла, а также через патронатные семьи. 

- Всего по области сейчас 142 патронатных воспитателя, которые воспитывают 145 детей, оставшихся без попечения родителей. И не раз было подтверждено, что и качество образования детей в этом случае выше. В домашних условиях детям, несомненно, находиться лучше, чем в интернате. Аким области напомнил о поручении главы государства – обезопасить дорожную инфраструктуру вблизи объектов образования и поручил акиматам районов и городов вывести эту работу на должный уровень. 

В нашей области есть дефицит руководителей организаций образования: на сегодняшний день требуется 90 человек, как проинформировал глава региона. Он обратился к управлению образования, чтобы совместно с акиматами было сделано всё возможное для закрытия этих вакансий.

- От нашей области 10 педагогов зачислены в республиканский кадровый резерв по проекту «1000 лидеров изменений в образовании». Из 208 по республике это не так много, особенно если сравнивать с регионами, в которых меньше учителей, – посетовал Кумар Иргибаевич.

Аким области выразил также сомнения в необходимости частого прохождения педагогами курсов повышения квалификации:

- Согласно нормам, учителя раз в три года должны проходить повышение квалификации. У нас они проходят раз в два года, командировочные расходы увеличились в 14 раз, а это не одна сотня миллионов тенге. Я не против такого обучения, но нужно это делать с точки зрения эффективности. Средства на повышение квалификации учителей нужно использовать более рационально, следует провести анализ, акиматам городов и районов также нужно обратить на это внимание. Кстати, решение все объекты образования области перевести под начало управления, я считаю неправильным. Мы сейчас делаем всё, чтобы вернуть их в полномочия акиматов районов и городов. Акиматы сейчас за здравоохранение не отвечают, образование, спорт тоже от них ушли. Мы говорим о децентрализации, чтобы больше полномочий передавать на места, а здесь, наоборот, получилась централизация. Поэтому уже неоднократно этот вопрос официально поднимали, и я надеюсь, что он в скором времени решится. 

Кумар Аксакалов заострил внимание на доступе населения к социальным объектам. Построены стадионы, площадки для хоккея, футбола, баскетбола, спортивные залы, и они должны быть открыты в любое время, чтобы дети после школы, взрослые после работы могли заниматься спортом, как отметил аким области. 

- У нас всё заборами загородили и не пускают молодёжь вечером. Запускайте! Назначьте того, кто будет отвечать за порядок, и пусть дети,  взрослые занимаются. Районные акиматы – проконтролируйте эту работу. Мы говорим, что нужно развивать массовый спорт и в то же время не допускаем население к построенным объектам. 

Кумар Иргибаевич также подчеркнул, что необходимо уделить внимание благоустройству школьных территорий, их озеленению, и привёл в пример Пешковскую школу Фёдоровского района. Её директор Сергей Глущенко рассказал, что это результат работы коллектива школы, родительской общественности и социальных партнёров. 

- После ремонта школы мы решили обновить и прилегающую территорию. Все были в едином порыве – и взрослые, и дети, чтобы привести в красивый вид школьную территорию: посажены цветы, плодовые деревья (40 яблонь, 40 груш), декоративные растения. – пояснил Сергей Васильевич. – У нас большие планы, заготовили огромное количество семян цветов на этот сезон, досадим ещё деревьев. И в этом процессе задействованы дети, их заинтересованность в своём продуктивном труде неподдельна, а родители только за, чтобы дети получили трудовые навыки и помогли школе. Социальные партнёры, оказывающие большую помощь, в большинстве своём выпускники нашей школы. 84% педагогов – наши выпускники. Я сам выпускник Пешковской школы. Как говорится, где родился – там и пригодился. Поэтому такое неравнодушие у всех и желание продолжать благоустраивать школу, которая стала настоящим центром села.

Инициативу пешковцев поддержал аким области:

- Если провести разъяснительную работу, то здравомыслящие родители, наверняка, не будут возражать против привития трудовых навыков детям, их ответственности за ухоженность школы и её территории. А много территорий у нас не соответствует надлежащему виду, я это вижу, когда проезжаю по сёлам. Возле некоторых школ бурьян по пояс. Слава богу, у нас немало школ, где директора заботятся о привлекательном внешнем облике и здания, и территории. Но таких должно быть большинство. Давайте сделаем так, чтобы школы Костанайской области заметно отличались в лучшую сторону! Надо всем постараться.

Глава региона также предложил, чтобы филиалы Дворца школьников «IQostanay» были открыты во всех районных центрах. Средства на эти цели будут выделяться как из областного, так и из районных бюджетов. Надо создать достойные условия для дополнительного образования детей в сельской местности, как подчеркнул Кумар Иргибаевич. 

И ещё одну цель он поставил перед предпринимателями региона – отработать взаимодействие с колледжами. 

- Работодатели жалуются, что выпускников колледжей приходится переучивать. А когда я спрашиваю, что конкретно они от них хотят – молчат. Современный колледж готов на любые требования отреагировать и учебной программой, и практической подготовкой. Но дельных, чётких предложений, кроме как «дайте готового специалиста», бизнесмены не озвучивают. Определите, какие навыки у будущего работника должны быть, сотрудничайте с колледжами, приглашайте на практику, и тогда проблема обеспечения кадрами производств будет решена.
 

Светлана ОФИЦЕРОВА

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4