Для роста качества образования условия созданы

Выпуск - №8(605)   :   27.02.2024
513

На расширенной коллегии управления образования под председательством акима Костанайской области Кумара Аксакалова, состоявшейся на минувшей неделе во Дворце школьников «IQostanay», подведены итоги календарного года и обозначены стратегические цели развития системы образования региона.

В работе коллегии приняли участие заместители акимов городов и районов области, руководители областных ведомств, отделов образования, вузов, колледжей, общественных объединений, представители педагогического сообщества.

Важна академическая честность и объективность каждого педагога
Руководитель управления образования Айман Ибраева в своём выступлении отметила успешные направления, перспективные проекты, достижения костанайских педагогов, а также обозначила проблемные зоны, требующие особого внимания. Так, Айман Елемановна сообщила, что до 2025 года в области будут построены девять новых школ, из которых восемь – в рамках проекта «Комфортная школа». По итогам мониторинга, проведённого министерством просвещения, опыт Костанайской области в сфере воспитательной работы и дополнительного образования за 2023 год признан одним из лучших в республике. И знаковым событием стало открытие Дворца школьников «IQostanay», где занимаются 1660 детей в две смены. К началу летнего сезона начнёт работать детский спортивно-оздоровительный лагерь в Аулиекольском районе на 150 мест (за счёт средств фонда «Қазақстан халқына»). В 2025 году планируется открытие Детского дома творчества на 100 детей в Жангельдинском районе, а в Амангельдинском районе ожидается открытие первого в области Community центра.  

Особо отмечены заслуги единственного в стране Регионального учебно-методического центра психологической поддержки, деятельность которого повлияла на существенное снижение аутодеструктивного поведения детей и молодёжи. Проведена реорганизация центра для более углублённой работы по профессиональному психологическому сопровождению и профилактике.

Руководитель управления образования озвучила весомые достижения костанайских школьников на республиканском и международном уровнях, подчеркнув, что это результат работы учителей, которые непрерывно повышают свой профессионализм, в том числе благодаря действующим в области проектам. Например, для повышения качества образования в малокомплектных школах области действует проект «Мобильный учитель». Пять лет успешно действует областной педагогический клуб «Ұлағат» по внедрению лучших практик и инициатив (наиболее активны педагоги Костаная, Рудного, Лисаковска, Костанайского района). В проекте «Педагог в непрерывном образовании» участвуют как учителя, так и школьники. Количество школ в проекте увеличилось с трёх до 20 с охватом 217 учеников 7-11 классов. По итогам прошлого учебного года из 60 выпускников проекта 44 поступили в педагогические колледжи и вузы. Кроме того, с прошлого года реализуется проект «Педагогический конструктор для молодых педагогов» (блочное погружение в конкретную тему в течение месяца в онлайн-формате). Проект рекомендован для применения в республиканском масштабе.  

В сфере технического и профессионального образования в приоритете подготовка кадров с учётом спроса рынка труда. В рамках меморандума с Минским тракторным заводом в Костанайском индустриально-педагогическом колледже со следующего года откроется специальность «Мехатроника», в колледже автомобильного транспорта открыты группы по специальностям «Литейное производство», «Автомобилестроение»; в прошлом году Казахстанским агротехническим колледжем получена лицензия по специальности «Ветеринария», в педагогическом высшем колледже предусмотрено обучение по специальности «Логопедия» в рамках прикладного бакалавриата. Как отметила Айман Елемановна, взят курс на профилизацию колледжей, отраслевую компановку специальностей.

Говоря о несоответствии нормативу контингента 119 малокомплектных школ (из 228), Айман Ибраева обратилась к главе региона с просьбой дать поручения акимам районов помочь привести школы в соответствие нормативу, использовать все возможности для  сохранения школы как центра жизни села. Также она выразила обеспокоенность состоянием сельских дорог с осени до весны, из-за проблем с которыми нередко случается срыв подвоза школьников. Поэтому требуется содействие акимов регионов в этом вопросе.

- Обращаясь к директорам школ, ко всему педагогическому сообществу области, подчеркну – созданы все условия для планомерного роста качества образования. И теперь наша совместная задача – активная работа в этом направлении. Здесь важна академическая честность и объективность каждого педагога, продуманный внутришкольный контроль, саморазвитие и самосовершенствование учителей, – сказала в завершение доклада руководитель управления образования. 

Давайте сделаем так, чтобы школы Костанайской области заметно отличались в лучшую сторону!
Подводя итоги коллегии, аким области обратил внимание, что на сферу образования из областного бюджета выделаются немалые средства. За последние три года – 9,8 млрд тенге. Модернизированы 245 школ в городах и сёлах. А что касается школ, не соответствующих нормативу по количеству учащихся (за пять лет пришлось закрыть 63 школы), глава региона предложил увеличивать контингент посредством переселения жителей в более перспективные сёла, а также через патронатные семьи. 

- Всего по области сейчас 142 патронатных воспитателя, которые воспитывают 145 детей, оставшихся без попечения родителей. И не раз было подтверждено, что и качество образования детей в этом случае выше. В домашних условиях детям, несомненно, находиться лучше, чем в интернате. Аким области напомнил о поручении главы государства – обезопасить дорожную инфраструктуру вблизи объектов образования и поручил акиматам районов и городов вывести эту работу на должный уровень. 

В нашей области есть дефицит руководителей организаций образования: на сегодняшний день требуется 90 человек, как проинформировал глава региона. Он обратился к управлению образования, чтобы совместно с акиматами было сделано всё возможное для закрытия этих вакансий.

- От нашей области 10 педагогов зачислены в республиканский кадровый резерв по проекту «1000 лидеров изменений в образовании». Из 208 по республике это не так много, особенно если сравнивать с регионами, в которых меньше учителей, – посетовал Кумар Иргибаевич.

Аким области выразил также сомнения в необходимости частого прохождения педагогами курсов повышения квалификации:

- Согласно нормам, учителя раз в три года должны проходить повышение квалификации. У нас они проходят раз в два года, командировочные расходы увеличились в 14 раз, а это не одна сотня миллионов тенге. Я не против такого обучения, но нужно это делать с точки зрения эффективности. Средства на повышение квалификации учителей нужно использовать более рационально, следует провести анализ, акиматам городов и районов также нужно обратить на это внимание. Кстати, решение все объекты образования области перевести под начало управления, я считаю неправильным. Мы сейчас делаем всё, чтобы вернуть их в полномочия акиматов районов и городов. Акиматы сейчас за здравоохранение не отвечают, образование, спорт тоже от них ушли. Мы говорим о децентрализации, чтобы больше полномочий передавать на места, а здесь, наоборот, получилась централизация. Поэтому уже неоднократно этот вопрос официально поднимали, и я надеюсь, что он в скором времени решится. 

Кумар Аксакалов заострил внимание на доступе населения к социальным объектам. Построены стадионы, площадки для хоккея, футбола, баскетбола, спортивные залы, и они должны быть открыты в любое время, чтобы дети после школы, взрослые после работы могли заниматься спортом, как отметил аким области. 

- У нас всё заборами загородили и не пускают молодёжь вечером. Запускайте! Назначьте того, кто будет отвечать за порядок, и пусть дети,  взрослые занимаются. Районные акиматы – проконтролируйте эту работу. Мы говорим, что нужно развивать массовый спорт и в то же время не допускаем население к построенным объектам. 

Кумар Иргибаевич также подчеркнул, что необходимо уделить внимание благоустройству школьных территорий, их озеленению, и привёл в пример Пешковскую школу Фёдоровского района. Её директор Сергей Глущенко рассказал, что это результат работы коллектива школы, родительской общественности и социальных партнёров. 

- После ремонта школы мы решили обновить и прилегающую территорию. Все были в едином порыве – и взрослые, и дети, чтобы привести в красивый вид школьную территорию: посажены цветы, плодовые деревья (40 яблонь, 40 груш), декоративные растения. – пояснил Сергей Васильевич. – У нас большие планы, заготовили огромное количество семян цветов на этот сезон, досадим ещё деревьев. И в этом процессе задействованы дети, их заинтересованность в своём продуктивном труде неподдельна, а родители только за, чтобы дети получили трудовые навыки и помогли школе. Социальные партнёры, оказывающие большую помощь, в большинстве своём выпускники нашей школы. 84% педагогов – наши выпускники. Я сам выпускник Пешковской школы. Как говорится, где родился – там и пригодился. Поэтому такое неравнодушие у всех и желание продолжать благоустраивать школу, которая стала настоящим центром села.

Инициативу пешковцев поддержал аким области:

- Если провести разъяснительную работу, то здравомыслящие родители, наверняка, не будут возражать против привития трудовых навыков детям, их ответственности за ухоженность школы и её территории. А много территорий у нас не соответствует надлежащему виду, я это вижу, когда проезжаю по сёлам. Возле некоторых школ бурьян по пояс. Слава богу, у нас немало школ, где директора заботятся о привлекательном внешнем облике и здания, и территории. Но таких должно быть большинство. Давайте сделаем так, чтобы школы Костанайской области заметно отличались в лучшую сторону! Надо всем постараться.

Глава региона также предложил, чтобы филиалы Дворца школьников «IQostanay» были открыты во всех районных центрах. Средства на эти цели будут выделяться как из областного, так и из районных бюджетов. Надо создать достойные условия для дополнительного образования детей в сельской местности, как подчеркнул Кумар Иргибаевич. 

И ещё одну цель он поставил перед предпринимателями региона – отработать взаимодействие с колледжами. 

- Работодатели жалуются, что выпускников колледжей приходится переучивать. А когда я спрашиваю, что конкретно они от них хотят – молчат. Современный колледж готов на любые требования отреагировать и учебной программой, и практической подготовкой. Но дельных, чётких предложений, кроме как «дайте готового специалиста», бизнесмены не озвучивают. Определите, какие навыки у будущего работника должны быть, сотрудничайте с колледжами, приглашайте на практику, и тогда проблема обеспечения кадрами производств будет решена.
 

Светлана ОФИЦЕРОВА

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.