Критериальное оценивание для развития оценочной самостоятельности

Выпуск - №25(622)   :   27.06.2024
1413

image

Применение критериального оценивания является важным элементом в процессе развития оценочной самостоятельности обучающихся. Особенно роль критериального оценивания возрастает в период обучения в среднем звене, т.е. для подростков.
Если подростки активно включаются в процесс оценивания собственных результатов обучения, при этом отчётливо понимая и озвучивая критерии оценивания, то это свидельствует о том, что они осознанно включены в процесс обучения и оценивания, что является одним из компонентов оценочной самостоятельности. Следует отметить, что все критерии оценивания  разрабатываютя учителем совместно с подростками. Они должны быть понятны детям, желательно чтобы разработанные критерии учащиеся имели на руках в печатном виде или они наглядно должны быть представлены на доске.
Мы в нашем исследовании разработали критерии оценивания по предметам «История Казахстана», «Всемирная история». Кроме этого разработали задания критериально-ориентированного вида для развития оценочной самостоятельности подростков. Задания разработаны в соотвествии с уровнем обучения. Первый – уровень знакомств. Задания на опознание показываемого объекта  или явления изучаемому виду или роду. Соответствует низшему уровню обученности. Второй – уровень запоминания. Задания на пересказ, воспроизведение текста, правила, формулировки закона и т.д. Данный уровень характеризует репродуктивное усвоение материала. Третий – уровень понимания. Задания этого уровня характеризуются конструктивным содержанием, подростки при его выполнении не только воспроизводят по шаблону материал, но и могут работать с несколько изменёнными условиями. Могут объяснить решение. Четвертый – уровень простейших умений и навыков. Подростки легко справляются с типовыми заданиями, выстраивают причинно-следственные отношения, могут использовать изученный теоретический материал для решения задач с простейших алгоритмизированным решением. Пятый – уровень переноса, творческий. Задания характеризуются  нестандартным подходом в решении. Подростки справляются с заданиями любого уровня сложности.
Когда подростки поэтапно проходят все выше описанные уровни усвоения, то можно говорить о формировании оценочной самостоятельности, так как она формируется целенаправленно и проходит стадии вызова, осмысления, рефлексии.
После прохождения всех стадий формирования оценочной самостоятельности учащиеся смогут определять свои ошибки и устранять их, адекватно понимать свой уровень усвоения и в соответсвии с этим подбирать задания необходимой сложности, а самое главное, смогут формализовать оценку собственных действий.

Надежда КОЖАНОВА,
учитель истории ОШ №8, г. Костанай

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».