Применение критериального оценивания является важным элементом в процессе развития оценочной самостоятельности обучающихся. Особенно роль критериального оценивания возрастает в период обучения в среднем звене, т.е. для подростков.
Если подростки активно включаются в процесс оценивания собственных результатов обучения, при этом отчётливо понимая и озвучивая критерии оценивания, то это свидельствует о том, что они осознанно включены в процесс обучения и оценивания, что является одним из компонентов оценочной самостоятельности. Следует отметить, что все критерии оценивания разрабатываютя учителем совместно с подростками. Они должны быть понятны детям, желательно чтобы разработанные критерии учащиеся имели на руках в печатном виде или они наглядно должны быть представлены на доске.
Мы в нашем исследовании разработали критерии оценивания по предметам «История Казахстана», «Всемирная история». Кроме этого разработали задания критериально-ориентированного вида для развития оценочной самостоятельности подростков. Задания разработаны в соотвествии с уровнем обучения. Первый – уровень знакомств. Задания на опознание показываемого объекта или явления изучаемому виду или роду. Соответствует низшему уровню обученности. Второй – уровень запоминания. Задания на пересказ, воспроизведение текста, правила, формулировки закона и т.д. Данный уровень характеризует репродуктивное усвоение материала. Третий – уровень понимания. Задания этого уровня характеризуются конструктивным содержанием, подростки при его выполнении не только воспроизводят по шаблону материал, но и могут работать с несколько изменёнными условиями. Могут объяснить решение. Четвертый – уровень простейших умений и навыков. Подростки легко справляются с типовыми заданиями, выстраивают причинно-следственные отношения, могут использовать изученный теоретический материал для решения задач с простейших алгоритмизированным решением. Пятый – уровень переноса, творческий. Задания характеризуются нестандартным подходом в решении. Подростки справляются с заданиями любого уровня сложности.
Когда подростки поэтапно проходят все выше описанные уровни усвоения, то можно говорить о формировании оценочной самостоятельности, так как она формируется целенаправленно и проходит стадии вызова, осмысления, рефлексии.
После прохождения всех стадий формирования оценочной самостоятельности учащиеся смогут определять свои ошибки и устранять их, адекватно понимать свой уровень усвоения и в соответсвии с этим подбирать задания необходимой сложности, а самое главное, смогут формализовать оценку собственных действий.
Надежда КОЖАНОВА,
учитель истории ОШ №8, г. Костанай
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.