Применение критериального оценивания является важным элементом в процессе развития оценочной самостоятельности обучающихся. Особенно роль критериального оценивания возрастает в период обучения в среднем звене, т.е. для подростков.
Если подростки активно включаются в процесс оценивания собственных результатов обучения, при этом отчётливо понимая и озвучивая критерии оценивания, то это свидельствует о том, что они осознанно включены в процесс обучения и оценивания, что является одним из компонентов оценочной самостоятельности. Следует отметить, что все критерии оценивания разрабатываютя учителем совместно с подростками. Они должны быть понятны детям, желательно чтобы разработанные критерии учащиеся имели на руках в печатном виде или они наглядно должны быть представлены на доске.
Мы в нашем исследовании разработали критерии оценивания по предметам «История Казахстана», «Всемирная история». Кроме этого разработали задания критериально-ориентированного вида для развития оценочной самостоятельности подростков. Задания разработаны в соотвествии с уровнем обучения. Первый – уровень знакомств. Задания на опознание показываемого объекта или явления изучаемому виду или роду. Соответствует низшему уровню обученности. Второй – уровень запоминания. Задания на пересказ, воспроизведение текста, правила, формулировки закона и т.д. Данный уровень характеризует репродуктивное усвоение материала. Третий – уровень понимания. Задания этого уровня характеризуются конструктивным содержанием, подростки при его выполнении не только воспроизводят по шаблону материал, но и могут работать с несколько изменёнными условиями. Могут объяснить решение. Четвертый – уровень простейших умений и навыков. Подростки легко справляются с типовыми заданиями, выстраивают причинно-следственные отношения, могут использовать изученный теоретический материал для решения задач с простейших алгоритмизированным решением. Пятый – уровень переноса, творческий. Задания характеризуются нестандартным подходом в решении. Подростки справляются с заданиями любого уровня сложности.
Когда подростки поэтапно проходят все выше описанные уровни усвоения, то можно говорить о формировании оценочной самостоятельности, так как она формируется целенаправленно и проходит стадии вызова, осмысления, рефлексии.
После прохождения всех стадий формирования оценочной самостоятельности учащиеся смогут определять свои ошибки и устранять их, адекватно понимать свой уровень усвоения и в соответсвии с этим подбирать задания необходимой сложности, а самое главное, смогут формализовать оценку собственных действий.
Надежда КОЖАНОВА,
учитель истории ОШ №8, г. Костанай
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.