Кураторская методика как способ совершенствования педагогического мастерства

Выпуск - №4(501)   :   26.01.2022
179

Совершенствование профессиональных компетенций современного педагога – процесс непрерывный. Педагог XXI века – ключевая фигура образовательной среды, и именно от его мастерства, навыков, опыта  зависит будущее подрастающего поколения и соответственно, нашей страны.

Несомненно, курсы повышения квалификации, тренинги, семинары, изучение дидактической литературы – прекрасная теоретическая база для педагога, особенно для начинающего. Но не секрет, что многие педагоги независимо от стажа и опыта испытывают различные трудности в своей практике. Затруднения могут носить самый различный характер: от изложения изучаемого материала до организации работы на уроке, психологические аспекты и многое другое.

Современная педагогика ищет пути совершенствования урока. Разработка урока начинается с осознания и правильного, чёткого определения его конечной цели, средств и выбора способа достижения её. Важно, чтобы полученный конечный результат был критически и объективно проанализирован и оценён. Именно здесь и полезна кураторская методика, сущность которой сводится к взаимным посещениям парой учителей уроков и совместному их обсуждению в присутствии третьего лица, курирующего их деятельность.

Различные исследования в ряде стран показали, что среди педагогов в подавляющем количестве случаев отсутствуют профессиональные взаимосвязи, наблюдается тенденция «профессионального одиночества». Иными словами, не имея поддержки среди коллег, педагог остается один на один со своими проблемами, допускает один и те же ошибки, к сожалению, порою их не замечая. В чём же заключается преимущество применения кураторской методики?

Кураторская методика «Триада» предполагает участие пары учителей, равных по статусу, которые посещают уроки друг друга. Наблюдаемый аспект урочной деятельности выбирается заранее, а обсуждение посещённого урока происходит в присутствии куратора. Куратор решает, стоит ли продолжать работать над выбранной темой или необходимо выбрать другую, а также может привлечь ещё пару педагогов для исследования.

Наша группа состоит из трёх педагогов: пара равных учителей начальных классов (Е.Демура и Д.Мельникова со стажем работы менее трёх лет, без категории) и куратор группы С.Кажаева (учитель начальных классов, педагогический стаж более 30 лет, квалификационная категория «педагог-исследователь»). Взаимное посещение уроков было организовано нами во второй учебной четверти текущего учебного года, а темой наблюдения выбрано «Колесо баланса», распределение внимания между всеми учениками в классе. 

Польза от подобного взаимного посещения действительно большая, ведь происходит следующее: молодой педагог преодолевает психологический барьер в присутствии коллеги на уроке; как только в классе появляется второй педагог, пусть и просто наблюдатель, у детей улучшается дисциплина. Но главное – наблюдатель, не будучи вовлечённым в процесс урока, способен увидеть определённые моменты в работе коллеги, корректировка которых способна значительно улучшить качество преподавания. В то же время сам наблюдатель получает полезный педагогический опыт, учась у своего коллеги. 

После урока при взаимном обсуждении в присутствии куратора педагоги могут определить наиболее действенные формы и методы организации работы на уроке, повышающие его эффективность. Так, в результате взаимного посещения уроков грамоты и математики, пришли к выводу, что имеет большую практическую пользу индивидуальный подход к каждому ученику. В случае, если сильные ребята в классе получили задания и работают самостоятельно, учитель имеет возможность взаимодействовать с более слабыми детьми, которым необходимы особое внимание и помощь.

Оценив пользу работы в группе кураторской методики, проанализировав полученные нами результаты, мы планируем продолжать работать таким образом и во втором полугодии. Обмениваясь опытом, мы обретаем уверенность в своих силах и имеем возможность организовать учебную деятельность наших детей наиболее интересно и продуктивно.

Е.Демура, Д.Мельникова, С.Кажаева,
учителя начальных классов Тогузакской ОШ, 
Карабалыкский район

 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.