Совершенствование профессиональных компетенций современного педагога – процесс непрерывный. Педагог XXI века – ключевая фигура образовательной среды, и именно от его мастерства, навыков, опыта зависит будущее подрастающего поколения и соответственно, нашей страны.
Несомненно, курсы повышения квалификации, тренинги, семинары, изучение дидактической литературы – прекрасная теоретическая база для педагога, особенно для начинающего. Но не секрет, что многие педагоги независимо от стажа и опыта испытывают различные трудности в своей практике. Затруднения могут носить самый различный характер: от изложения изучаемого материала до организации работы на уроке, психологические аспекты и многое другое.
Современная педагогика ищет пути совершенствования урока. Разработка урока начинается с осознания и правильного, чёткого определения его конечной цели, средств и выбора способа достижения её. Важно, чтобы полученный конечный результат был критически и объективно проанализирован и оценён. Именно здесь и полезна кураторская методика, сущность которой сводится к взаимным посещениям парой учителей уроков и совместному их обсуждению в присутствии третьего лица, курирующего их деятельность.
Различные исследования в ряде стран показали, что среди педагогов в подавляющем количестве случаев отсутствуют профессиональные взаимосвязи, наблюдается тенденция «профессионального одиночества». Иными словами, не имея поддержки среди коллег, педагог остается один на один со своими проблемами, допускает один и те же ошибки, к сожалению, порою их не замечая. В чём же заключается преимущество применения кураторской методики?
Кураторская методика «Триада» предполагает участие пары учителей, равных по статусу, которые посещают уроки друг друга. Наблюдаемый аспект урочной деятельности выбирается заранее, а обсуждение посещённого урока происходит в присутствии куратора. Куратор решает, стоит ли продолжать работать над выбранной темой или необходимо выбрать другую, а также может привлечь ещё пару педагогов для исследования.
Наша группа состоит из трёх педагогов: пара равных учителей начальных классов (Е.Демура и Д.Мельникова со стажем работы менее трёх лет, без категории) и куратор группы С.Кажаева (учитель начальных классов, педагогический стаж более 30 лет, квалификационная категория «педагог-исследователь»). Взаимное посещение уроков было организовано нами во второй учебной четверти текущего учебного года, а темой наблюдения выбрано «Колесо баланса», распределение внимания между всеми учениками в классе.
Польза от подобного взаимного посещения действительно большая, ведь происходит следующее: молодой педагог преодолевает психологический барьер в присутствии коллеги на уроке; как только в классе появляется второй педагог, пусть и просто наблюдатель, у детей улучшается дисциплина. Но главное – наблюдатель, не будучи вовлечённым в процесс урока, способен увидеть определённые моменты в работе коллеги, корректировка которых способна значительно улучшить качество преподавания. В то же время сам наблюдатель получает полезный педагогический опыт, учась у своего коллеги.
После урока при взаимном обсуждении в присутствии куратора педагоги могут определить наиболее действенные формы и методы организации работы на уроке, повышающие его эффективность. Так, в результате взаимного посещения уроков грамоты и математики, пришли к выводу, что имеет большую практическую пользу индивидуальный подход к каждому ученику. В случае, если сильные ребята в классе получили задания и работают самостоятельно, учитель имеет возможность взаимодействовать с более слабыми детьми, которым необходимы особое внимание и помощь.
Оценив пользу работы в группе кураторской методики, проанализировав полученные нами результаты, мы планируем продолжать работать таким образом и во втором полугодии. Обмениваясь опытом, мы обретаем уверенность в своих силах и имеем возможность организовать учебную деятельность наших детей наиболее интересно и продуктивно.
Е.Демура, Д.Мельникова, С.Кажаева,
учителя начальных классов Тогузакской ОШ,
Карабалыкский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.