«Век живи – век учись», - гласит народная мудрость. Казалось бы, окончив школу и следом высшее учебное заведение, мы должны были, облегчённо вздохнув, успокоиться. Но время предъявляет серьёзные требования ко всем специальностям, поэтому все мы постоянно развиваем свои профессиональные компетенции.
Раньше один раз в четыре-пять лет педагог должен был обязательно отучиться на курсах в областном институте повышения квалификации. Но в последнее время курсов этих развелось огромное количество, и порой непонятно, какие из них действительно важные, необходимые по работе, а какие являются второстепенными. Посудите сами: курсы по развитию цифровых компетенций педагогов, курсы по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, курсы по развитию профессиональных компетенций, курсы по развитию читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности и множество других. Всё это обычно сопровождается строгим предупреждением: «У вас в этом году аттестация, сертификат этих курсов вам просто необходим». От такого наплыва информации у наших специалистов голова идёт кругом, поэтому они всеми правдами и неправдами пытаются избежать какого-то нового обучения. Дело не в том, что учителя избегают обучения, а в том, что надо систематизировать процесс. Во-первых, надо отсортировать курсы, не секрет, что есть такие, которые не имеют практической ценности для учителей, а некоторые из них носят чисто коммерческий характер. Во-вторых, надо вести строгий и справедливый учёт. А то получается, что в течение года один специалист проходит несколько курсов, а его коллега не обучался ни на одном.
Поэтому иной педагог, узнав об очередном обучении, понурив голову, уже безо всякого энтузиазма отправляется на учёбу. Могут возразить, отметив, что все эти курсы дистанционные, не надо никуда ехать, опять же экономия средств и времени. На этот довод педагоги дружно отвечают: лучше бы курсы, как раньше, были очными, это живое общение с коллегами, полезный обмен опытом, ты ни о чём другом не думаешь, голова ничем другим не загружена, поглощён только процессом обучения, есть непосредственный контакт с тренерами и руководителями курсов, в итоге получаешь качественное обучение. А что мы видим сейчас? Курсы онлайн, и учитель занимается «без отрыва от производства». Но ведь у него от этого времени не прибавилось. Многие педагоги, как правило, работают в две смены. Так вот, придя вечером домой, учитель быстро ужинает, потом первым делом заполняет кунделик, затем готовится к завтрашнему рабочему дню, а потом ещё должен уделить внимание курсовому обучению. Личной жизни в таких условиях нет никакой.
Осенью, в самом начале учебного года, педагоги нашего города узнали о появлении новых курсов с загадочным названием «Edcrunch Academy». Конечно, учителя под различными предлогами старались избежать очередного обучения по тем самым причинам, которые были отмечены выше. Поскольку система не отлажена, многих из них, несмотря на то, что летом уже отучились на предметных курсах по развитию профессиональных компетенций, записали и на эти новые курсы. И вот, началась очередная учёба. Откровенно говоря, как признаются педагоги, заниматься начали без особого настроения, но очень скоро всё изменилось. Первое направление курсов «Edcrunch Academy» называлось «Предметные компетенции» и состояло из трёх обязательных курсов по 12 часов каждый в течение двух недель. Таким образом, обучались по первому направлению с октября по декабрь. Многие тогда ещё не знали, что это только первое направление, и таковых будет четыре. Но обо всём по порядку.
Итак, первое направление называлось «Предметные компетенции», но перед этим был вводный курс, где каждый педагог мог самостоятельно выбрать любые необходимые и полезные для себя три курса, выбор был большой, названия курсов интригующими и интересными. Например, коллеги-филологи выбрали «Учимся писать эссе», «Творческое мышление на уроках русского языка», «Осваиваем навыки креативного письма». Почему выбрали курс про эссе, объясняется очень просто: тема актуальная, но изрядно освоенная, выбор был продиктован экономией времени, хотели передохнуть. Но не тут-то было, передохнуть не получилось. Учителя – народ азартный, поэтому занятия сразу увлекли их: то нужно было найти стилистические недочёты в работе ученика, то надо было предложить свой вариант эссе по заданию на тему «Что такое доброта?», то подобрать аргументы к актуальной социальной проблеме, то вступить в дискуссию. Ну а итоговым заданием по первому курсу была разработка конспекта урока по обучению детей написанию эссе в целом или отдельных его элементов. Единственное, что вызвало множество вопросов у педагогов: в разработку необходимо было одновременно включить задания для формативного оценивания, задания суммативного оценивания и критерии суммативного оценивания. Как отметила куратор курсов Анастасия Дмитриева, это требование министерства образования.
Многие учителя интересовались необычным названием курсов. Как пояснила Анастасия Владимировна, crunch в данном случае используется как глагол «хрустеть» и является игрой слов, аналог которому в русском языке «грызть гранит науки», в данном случае «хрустеть» означает лёгкость, заниматься чем-то непринуждённо. Получается, «Edcrunch» – непринуждённо раскусываем тайны обучения, (education – образование, обучение). Кстати, преподаватели курсов – зарубежные.
Итак, педагоги Рудного перешли к следующему предметному курсу под названием «Творческое мышление на уроках русского языка», и первое же промежуточное задание вновь удивило и увлекло. Даны были пары как можно более далёких друг от друга понятий, например, светофор и ложка, водопровод и птица, пенал и воздух, помидоры и шнурок. Для приглянувшейся пары надо было придумать контекст, в котором они могли бы совместиться, который установил бы их общность по тому или иному признаку. То есть нужно было придумать метафору, создать контекст метафоры. Вот как отвечали наши педагоги: «Чудной изгиб водопровода почему-то напоминает шею гордой птицы. «Водопроводная» шея гордой птицы. В наглухо закрытом пенале недоставало свежего воздуха. Спёртый, «сжатый» воздух пенала. Хвостик помидора похож на причудливый короткий шнурок. Причудливый «шнурок» помидора». Такая работа очень необходима, дети на уроках часто с трудом находят метафоры в текстах, а задания такого характера учат гибкости, умению совмещать далёкие друг от друга понятия, развивают в ребятах творческое мышление, учат находить нестандартное решение. А вот ещё одно задание: сконструировать или найти в информационном пространстве несколько слов-бумажников типа «пешкомобиль», «зряплата», «брюконоситель», «юбконоситель» и другие. Эти слова уже вошли в нашу речь, и такие задания учат учителей смело и решительно выходить за рамки школьного учебника, врываться в окружающий мир, наблюдать за его изменениями и применять это в работе.
После творческих заданий педагоги-филологи плавно перешли к курсу «Осваиваем навыки креативного письма». И здесь тоже было много необычного, учителя познакомились с такими редкими стихотворными формами и жанрами, как центон, лимерик, хокку. Учились придумывать, сочинять свои примеры. Кстати, совсем недавно в областной библиотеке имени Толстого была выставка известного художника Георгия Сокова под названием «Хокку в картинах», 38 рисунков были навеяны трёхстишьями японского поэта 17 века Мацуо Басё. А вот ещё одно необычное задание: нужно было выбрать произведение из школьной программы и предложить к нему своё задание, предполагающее его креативное выполнение, оценивать работу нужно было по критериям креативности. В качестве примера был предложен такой вариант: поведение героя романа Ильи Гончарова Обломова оценивает его халат, с которым он редко расстаётся. Наши педагоги опять же с удовольствием, легко и непринуждённо справились и с этой работой.
Шестиклассники как раз изучали стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро», им было предложено такое задание: представьте, что вы работаете в редакции популярной городской газеты. Вам дали задание – переоформить сюжет стихотворения «Зимнее утро» в репортаж с места события. Ваша задача – погрузиться как можно глубже в стихотворение, представить, что вы находитесь там же, где и лирический герой произведения, и передать оперативный репортаж с места события. Репортаж должен быть составлен на основе текста стихотворения и написан в художественно-публицистическом стиле. То есть, в вашем материале должны быть сохранены яркие художественно-изобразительные средства и присущая газетному репортажу форма передачи материала. Сохраните этот материал в формате Word и опубликуйте в группе своего класса WhatsApp. Ссылку на пост пришлите преподавателю. Оценка креативности: количество лайков в группе, соответствие репортажа требованиям художественно-публицистического стиля, связь с сюжетом стихотворения. Вот так, постепенно, с огромным интересом, невзирая на нехватку времени, учителя освоили первое направление «Предметные компетенции».
Сейчас педагоги завершают второе направление «Функциональная грамотность», которое включает два не менее интересных и захватывающих курса «Развитие читательской грамотности» и «Креативное мышление». Затем будет третье направление «Цифровая грамотность», а завершит цикл четвёртое направление «Гибкие компетенции». По словам куратора курсов, первый блок был призван подтянуть базовые предметные знания, второй – навыки функциональной грамотности, третий поможет «прокачаться» в цифровых компетенциях, четвёртый – формировать гибкие навыки. Каждый курс выстроен так, чтобы можно было подтвердить свой уровень освоения – это три обязательных задания, по одному в каждом разделе. Все задания связаны с уроками, на которые педагог идёт в ближайшие дни, то есть обучение связывается с повседневной задачей. Остальные упражнения направлены на то, чтобы актуализировать знания и опыт либо быстро применить новые знания.
По словам наших педагогов, это действительно так, и в этом притягательность новых курсов: задания очень необычные, интересные, многие уже активно применяют их на своих уроках, делятся с коллегами и видят положительную реакцию учащихся, которым по душе творить на уроках. Так что, уважаемые педагоги, желаем вам лёгкой, непринуждённой учёбы и новых открытий на благо наших детей.
Асхат АЛТЫБАЕВ,
учитель ОШ №14 им. Д.Карбышева, г. Рудный
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.