Лето в разгаре! Истории, рассказанные в детских летних лагерях, походах, экспедициях, всегда были одним из запоминающихся моментов летнего отдыха. Сегодня в педагогической практике существуют технологии, использующие этот детский интерес.
На курсах повышения квалификации педагогов в рамках использования диалогового обучения на уроках мы изучаем технологию сторителлинга, которая и есть не что иное, как рассказывание историй. «Storytelling», в переводе с английского означает «способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй». За этим простым на первый взгляд определением кроется много нюансов. Мы все рассказываем друг другу истории и общаемся при их помощи, но вместе с тем не каждый устный рассказ или статья в интернете становятся историей.
Сторителлинг – это донесение поучительной информации через повествование мифов, сказок, притч, былин, которые вызывают у человека эмоции и мышления. Сами эти рассказы могут быть как о выдуманных (мультипликационных, сказочных, книжных), так и о реальных (о коллеге, директоре) персонажах. Они очень похожи на сказку, поскольку мораль в них скрыта.
Сотни лет человечество слушало легенды и былины, открыв рот. В современном мире хорошая история по-прежнему способна полностью захватить внимание, поскольку человеческая сущность не изменилась.
Наверное, каждый педагог замечал, как внимательно дети слушают, когда он рассказывает им притчу, сказку, рассказ или историю, а не читает её. Детей привлекают импровизированные истории. И потому метод сторителлинга очень эффективен. Этот метод разработал Дэвид Армстронг, он хорошо понял, что рассказывание лучше воспринимается и запоминается детьми. Сегодня сторителлинг – это педагогический метод, выстроенный в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, он направлен на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Выделяются несколько видов сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классичесском сторителлинге реальная ситуация из жизни или вымышленная история, сказка рассказывается самим педагогом. Учащиеся слушают и воспринимают рассказанное, при этом педагог передаёт детям конкретную информацию: правила поведения, поведение в общественном месте и т.д.
В активном сторителлинге педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи, задаются вопросы. Дети вовлекаются в процесс формирования и пересказа истории. Данный вид сторителлинга предполагает передачу умений и навыков, т.е. выражается в практической деятельности.
В цифровом сторителлинге рассказывание истории дополняется визуальными компонентами: видео, аудио, картины, фотографии, рисунки.
Аннет Симмонс являясь профессиональным сторителлером, написала замечательную книгу «Сторителлинг: как использовать силу историй». Обращаясь к глубинной сути рассказа, она объясняет, как могут работать истории, как повлиять на эмоции слушателя и почему убеждение, мотивирует и вдохновляет лучше, чем указы, логические доводы или философские рассуждения. «Так что же такое история? Суть любой хорошей истории, когда-либо созданной и рассказанной людьми, можно выразить тремя словами: конфликт меняет жизнь. Поэтому фундаментальное определение гласит: история – это динамическая эскалация движимых конфликтом событий, которые вызывают значимые изменения в жизни главного героя», – пишет Аннет Симмонс.
Получается, что сторителлинг – это не просто рассказ о каком-то событии. Это создание цепляющих историй, которые захватывают внимание, воздействуют на чувства и эмоции людей. Для хорошей истории важны сразу несколько составляющих: конфликт, герои и мир вокруг них. Разберём их по порядку.
Итак, как рассказать интересную историю?
1. Придумать идею. Это главное, с чего стоит начинать работу над историей. Сильная идея помогает связать в одно целое все части истории и донести до аудитории главную мысль. Такая идея учит, показывает и объясняет. Это короткая, но ёмкая мысль, которая останется в умах людей. Вот несколько знаменитых идей из кино, мультфильмов и книг: настоящая любовь бессмертна (фильм «Титаник»), рядом с друзьями всё нипочем (сериал «Friends»), без грусти невозможно понять настоящую радость (мультфильм «Головоломка»), мы в ответе за тех, кого приручили (книга «Маленький принц»), мы никогда не знаем, на что способны, пока не попробуем (серия книг о Гарри Поттере). Сильные идеи не обязательно должны быть позитивными и жизнеутверждающими. Например, культовый сериал «Доктор Хаус» держится на идее о том, что все люди лгут. Благодаря сильной истории главного персонажа эта идея стала главным лейтмотивом каждого эпизода медицинского сериала.
2. Придумать логичную структуру. Структура – это такой каркас, на который можно добавлять нужные события и героев, и избавляться от лишнего. Структура помогает навести порядок в истории и превратить сторителлинг в законченное произведение. Чаще всего это начало истории, середина и конец. На первую часть обычно приходится введение и начало истории, во второй рассказываются все главные события, а третья показывает аудитории результат этих событий и дает выводы о них.
Какие типы сторителлинга можно использовать с учащимися?
На основе реальных ситуаций, например какая-то ситуация в классе, которую следует решить. Данный тип сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями. Может быть классическим и активным.
На основе проблемных ситуаций: способ разрешения проблемы с наилучшими результатами. Не всегда бывает связан с реальной ситуацией. Этот метод помогает развивать навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике. Относится к классическому сторителлингу.
На основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик даёт требующую информацию. Этот метод используется для повышения интереса к данной теме. Относится к классическому сторителлингу.
На основе сценария: ученик становится участником истории и достигает различных результатов. Этот метод даёт возможность учащимся применять ранее приобретённые знания и опыт. Такие знания могут строиться по типу квестов. Активный сторителлинг.
В заключение хотелось бы отметить, что сторителлинг – отличный способ заинтересовать каждого ученика, помогая ему разнообразить устную речь, перерабатывать полученную информацию, резюмировать её, запоминать материал.
Наталья ИСТОМИНА,
старший преподаватель кафедры МПЕиГД филиала
АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.