Наш опыт исследования урока

Выпуск - №24(521)   :   15.06.2022
1021

На базе школы-гимназии №91 г. Нур-Султана состоялась V городская научно-практическая конференция «Исследование урока (Lesson Study): опыт казахстанских школ», организованная Центром педагогического мастерства NIS. 

Участниками конференции стали более 600 педагогов общеобразовательных школ, сети НИШ г. Нур-Султана, дошкольных организаций образования и мы, учителя истории из Лисаковска. На конференции были представлены 72 постера по исследованиям, которые провели педагоги. На пленарном заседании выступил почётный генеральный секретарь Всемирной ассоциации исследования урока, профессор Лестерского университета доктор Питер Дадли, который отметил важность развития подхода Lesson Study в школах и обмена результатами исследований между учителями на таких диалоговых площадках. 

Всего на конференции работали шесть секций, в которых опыт своей работы представили 85 коллег в различных формах: мастер-классы, педагогический батл, выступления, презентации, сообщения. Процессом нашего исследования мы поделились на мастер-классе в секции «Исследования педагогов-практиков общественно-гуманитарного направления». Коллеги высоко оценили нашу работу.

В течение всего учебного года под руководством заместителя директора по методической работе, педагога-исследователя, учителя истории Елены Горбуновой и куратора ЦПМ Сапуры Жолдасбаевой мы вели исследование, состоящее из трёх этапов: первый – теоретический, на котором были выбраны направления темы исследования и формулировка гипотезы, составлен план исследования. Фокус исследования: как эффективно организовать групповую работу для реализации целей обучения на уроках истории. Объектом исследования стали урок истории, а предметом – организация групповой формы работы на уроках истории. Цель – теоретически обосновать и апробировать эффективные формы и возможности групповой работы для достижения учащимися целей обучения. Мы выдвинули гипотезу, что при регулярном использовании групповой формы работы достижение учащимися целей обучения будет быстрее и эффективнее. Своё исследование начали с изучения литературы по данной теме, выявили преимущества и недостатки организации групповой работы, определили и разработали алгоритм организации групповой работы для достижения учащимися целей обучения.

Второй этап – практический, где мы непосредственно планировали, проводили и наблюдали уроки, улучшали их и снова наблюдали уроки, которые проводила волонтёр, педагог-эксперт Зумрат Асанова. В роли наблюдателей были Елена Горбунова, педагог-модератор Кира Потапова и я.
Методы наблюдения, которые мы использовали: структурированное за отдельными учениками, чтобы увидеть, как учащиеся участвуют в групповой работе. Наблюдения фиксировали в листах наблюдения. Скрытое – видеосъёмка групповой работы, как осуществляется функционирование группы. Видео использовали для осмысления реализации целей обучения.  Аудиозапись – анализировали, как коммуницируют ученики внутри группы.  Фотографии – для наблюдения за эмоциональным состоянием учащихся на уроке. Интервьюирование позволило получить информации от отдельного учащегося. Этот метод даёт валидную информацию, также для дополнения, уточнения и контроля данных. 

Провели и педагогический эксперимент, специально организовали учебную деятельность учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез. Исследование вели на одном из классов, который обозначили как экспериментальный. Для чистоты исследования в конце провели урок в контрольном классе. Сбор доказательной базы вели от урока к уроку. Всего провели 12 уроков, в результате которых была собрана методическая база апробированных заданий к групповой работе по курсу истории Казахстана 6 класса. Качество знаний учащихся экспериментального класса по истории Казахстана повысилось. Для нас это было внешней оценкой. Важнее было то, что большая часть учащихся этого класса научилась работать в группе и достигала целей обучения не только на уроках истории Казахстана, но и на уроках всемирной истории. 

Третий этап нашего исследования – рефлексивный, который включал в себя оценку полученных результатов, написание отчёта. Мы систематизировали результаты исследования для дальнейшей работы, разработали алгоритм наблюдения за уроком, выяснили, что он является цикличным. На каждом новом уровне идет расширение знаний о классе, его возможностях. Данный алгоритм способствует формированию успешного урока с использованием групповой работы учащихся.

Для себя мы разработали рекомендации по дальнейшему улучшению практики нашего преподавания. В процессе исследования каждый из нас по-другому посмотрел на свою деятельность на уроке, обогатил свой опыт. Наше исследование подтвердило гипотезу о том, что при регулярном использовании групповой формы работы большинство учащихся достигают целей обучения.

Мария БАЯХМЕТОВА, 
учитель истории и самопознания школы-гимназии, г. Лисаковск

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.