Обновлённый формат процедуры государственной аттестации

Выпуск - №3(500)   :   20.01.2022
165

В 2021 году как мера государственного контроля возобновлена процедура государственной аттестации организаций образования. Вместе с тем в организацию и проведение данной меры внесены изменения, на ключевых моментах которых акцентировано внимание в данной статье.

Что осталось неизменным.
1. Государственная аттестация проводится посредством профилактического контроля независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности один раз в пять лет территориальными подразделениями уполномоченного органа.
2. Первая государственная аттестация проводится во вновь созданных:
      1) организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, через три года;
      2) организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, через четыре года;
      3) организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, не позже года первого выпуска специалистов.
3. Государственная аттестация организаций образования проводится с целью осуществления контроля соответствия образовательных услуг требованиям государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО).
4. Государственная аттестация состоит из следующих основных этапов:
      1) утверждение на календарный год перечня организаций образования, подлежащих государственной аттестации;
      2) осуществление уполномоченным органом анализа материалов самооценки организации образования (внутренней оценки качества образования), формирование аттестационной комиссии, проведение государственной аттестации, составление заключения об итогах государственной аттестации;
      3) принятие решения уполномоченного органа о соответствии или несоответствии деятельности организации образования требованиям ГОСО.
5. Организации образования не позднее месячного срока до начала государственной аттестации представляют в уполномоченный орган материалы самооценки.
6. Государственная аттестация организации образования проводится аттестационной комиссией в срок, не превышающий семи рабочих дней.
7. Приказом руководителя уполномоченного органа утверждается состав аттестационной комиссии и её председатель – сотрудник уполномоченного органа, который распределяет между членами комиссии конкретные задания по изучению направлений деятельности организации образования.
8. Аттестационной комиссией проводится контроль знаний, умений и навыков обучающихся 4, 9, 11 классов и выпускных курсов. В случае отсутствия в организации образования выпускных классов и курсов контроль проводится с обучающимися старших классов и курсов.
9. Председатель обобщает результаты контроля по всем объектам изучения и готовит заключение аттестационной комиссии.
В части чего произошли изменения.
1. Государственная аттестация осуществляется в форме профилактического контроля без посещения организации образования.
2. Государственная аттестация направлена на оказание методических рекомендаций организациям образования в целях профилактики и предупреждения причин и условий совершения нарушений требований ГОСО.
3. Основные направления, объекты анализа и изучения: содержание образования с ориентиром на результаты обучения, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки воспитанников и обучающихся, в том числе мониторинг достижений воспитанников и оценка знаний обучающихся, срок обучения.
4. Состав аттестационной комиссии формируется из списка экспертов, включённых в единый республиканский реестр экспертов, эксперты должны соответствовать типовым квалификационным характеристикам должностей педагогов, утверждённым приказом МОН РК 13 июля 2009 года №338. Список экспертов формируется из числа квалифицированных педагогов первой и высшей категории, педагогов-экспертов, педагогов-исследователей, педагогов-мастеров и магистров, заслуженных ветеранов педагогического труда, методистов, руководителей и заместителей руководителей организаций образования.
5. В организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, взамен оценивания результатов обучения проводится мониторинг достижений воспитанников (диагностика умений и навыков). Для определения соответствия данных мониторинга достижений воспитанников, проведённого организациями образования, проводится анкетирование родителей.
6. Оценивание результатов обучения проводится в организациях образования по технологии комплексного тестирования в компьютерном формате, определённой уполномоченным органом в области образования. Организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, самостоятельно разрабатывают тестовые задания в рамках образовательных программ в соответствии с требованиями ГОСО и самостоятельно выбирают форму проведения тестов.
7. Компьютерное тестирование проводится на базе: 
1) организаций образования, в случае оснащённости необходимым оборудованием и создании условий для стабильного и бесперебойного проведения тестирования (компьютерный класс, камеры видеонаблюдения, интернет, онлайн-трансляции); 
2) организаций образования, в случае оснащённости компьютерными классами, в том числе при наличии интернета и создании минимальных необходимых условий для проведения тестирования; 
3) малокомплектных организаций образования с установкой программы тестирования через USB-порт для подключения флеш-накопителя.
8. Компьютерное тестирование проводится при участии сотрудников департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области, которые присутствуют в качестве наблюдателей и ведут аудио-, видеозапись всего хода компьютерного тестирования.
9. Компьютерное тестирование или анкетирование родителей проводится при участии в нём не менее 90% (для организаций образования, общее количество выпускников, которых составляет 10 или менее обучающихся (воспитанников) – не менее 80 %) обучающихся от списочного состава контингента определённого уровня образования или специальности, подлежащих оцениванию результатов обучения. В случае участия менее 90% (для организаций образования, общее количество выпускников, которых составляет 10 или менее обучающихся, – не менее 80%) обучающихся, компьютерное тестирование переносится на другой день. В случае повторной неявки на компьютерное тестирование более чем 10% (для организаций образования, общее количество выпускников, которых составляет 10 или менее обучающихся, – более чем 20%) обучающихся по неуважительной причине от общего количества, подлежащих оцениванию результатов обучения, комиссией отсутствующим обучающимся в ведомостях проставляется «0» баллов. К уважительным причинам относится: наличие заключения врачебно-консультационной комиссии по состоянию здоровья; наличие документов, подтверждающих смерть близких родственников; чрезвычайные ситуации.
10. Шкала оценок при компьютерном тестировании для обучающихся организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, определяется следующим образом: «отлично» – 85-100%; «хорошо» – 65-84%; «удовлетворительно» – 40-64%; «неудовлетворительно» – менее 40% правильных ответов от числа вопросов в экзаменационном материале. Шкала оценок при тестовом контроле для обучающихся организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования (в процентном соотношении), определяется следующим образом: «отлично» – 90-100%; «хорошо» – 70-89%; «удовлетворительно» – 50-69%; «неудовлетворительно» – менее 50% правильных ответов от числа вопросов в экзаменационном материале.
11. Государственная аттестация осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом РК и Законом «Об образовании» с соблюдением следующих условий: 
1)запрещается посещать организацию образования при проведении государственной аттестации, за исключением случаев проведения организациями образования самооценки образовательной деятельности; 
2) запрещается вызывать представителей организации образования при проведении государственной аттестации; 
3) не требуется регистрация в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учётов и предварительное уведомление организаций образования, подлежащих государственной аттестации; 
4) по итогам государственной аттестации составляется заключение (с выдачей методических рекомендаций) без возбуждения дела об административном правонарушении в случае наличия нарушений, но с обязательным разъяснением порядка их устранения.
12. Государственная аттестация проводится путём анализа, изучения и сопоставления данных: 
1) материалов самооценки образовательной деятельности; 
2) объекта информатизации в области образования; 
3) сведений от организаций и уполномоченных государственных органов.
13. Самооценка проводится организациями образования в соответствии с критериями оценки организаций образования, утверждёнными приказом МОН РК от 02.02.2016г. №124 (критерии оценки). При проведении самооценки, предшествующей государственной аттестации, оцениваемым периодом являются предыдущие четыре учебных года и текущий учебный год.
14. Организации образования представляют материалы самооценки в департамент не позднее, чем за месяц до запланированного месяца проведения государственной аттестации и в обязательном порядке размещают их на своих интернет-ресурсах.
15. Состав комиссии до вынесения заключения остаётся неизвестен для организации образования. Принцип анонимности используется с целью исключения оказания давления на привлекаемых экспертов со стороны органов управления и организаций образования, подлежащих государственной аттестации.
16. Председатель проводит заседание с членами комиссии по принятию итогов государственной аттестации, либо инициирует проведение видеоконференцсвязи с членами комиссии через телекоммуникационные технологии интерактивного взаимодействия. Решение комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссии, в случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии. 
17. В отношении организаций образования, полностью соответствующих требованиям ГОСО, дополнительно применяются измерители и выдаётся оценочный лист к заключению с оценкой «uzdik», или «zhaqsy», или «ortasha», итоговая оценка оформляется в виде оценочного листа согласно критериев оценки, являющегося неотъемлемой частью выданного заключения.
18. Заключение направляется организации образования почтой либо электронным способом на электронный адрес организации образования. 
19. Организация образования по нарушениям, указанным в заключении, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днём его вручения, предоставляет информацию о мерах по устранению нарушений с указанием сроков не более одного года, которые согласуются с департаментом. 
20. По истечении срока устранения нарушений организация образования предоставляет отчёт об устранении нарушений в департамент. На основании отчёта организации образования, в случае полного устранения нарушений требований ГОСО, департамент в пределах своей компетенции в течение пяти рабочих дней выносит повторное заключение.
21. В случае неустранения нарушений или непредставления в установленный срок отчёта, организация образования считается неаттестованной, что является основанием для проведения профилактического контроля с посещением.
22. Информация о результатах государственной аттестации размещается на официальном web-сайте органа контроля и организации образования. 
На 2022 год запланировано проведение государственной аттестации в 140 организациях образования области, перечень которых размещен на официальном сайте департамента. 

Алёна МАЛЬГАЕВА,
заместитель руководителя департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.