Победа в международном фестивале педагогического мастерства – за Костанаем!

Выпуск - №40(537)   :   11.10.2022
479

Первые дни октября ознаменовались для Казахстана важным событием в педагогической среде: 5 октября в Астане начал работу VII съезд учителей и работников образования государств – участников Содружества Независимых Государств. 

В съезде приняли участие представители Казахстана, Беларуси, Таджикистана, Российской Федерации, Кыргызстана и Армении. В рамках съезда был проведён II международный фестиваль педагогического мастерства учителей и работников сферы образования стран СНГ. И здесь нас ожидало большое достижение: директор Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Елена Петренко заняла второе место, выступив с мастер-классом на тему «Профилактика эмоционального выгорания и развитие эмоционального интеллекта» в секции «Психология».

Победа действительно весома, если учесть что участие в конкурсе приняли педагоги шести стран, и только два человека из Казахстана были удостоены призовых мест: в секциях «Психология» (Костанай, 2 место) и «Воспитатель» (Алматы, 3 место). Подробнее о том, как проходил съезд и конкурс рассказала Елена ПЕТРЕНКО.

В центре событий
- В составе делегации от Костанайской области во главе с руководителем управления образования Зауре Байменовой я выехала в столицу, полная предвкушения новых знаний, знакомств и впечатлений. С самого начала, атмосфера съезда захватывала дух и пестрила изобилием сопутствующих мероприятий. Для гостей организовали концерт ансамбля народных инструментов «Сырлы саз» и выставку цифровой и печатной продукции, учебно-методического комплекса в области дошкольного и среднего образования. Затем, открывая съезд, прошло заседание Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников под модераторством министра просвещения Республики Казахстан Асхата Аймагамбетова, заместителя председателя исполнительного комитета СНГ Бекетжана Жумаханова и советника департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем комитета Галины Казак.

Программа VII съезда носила очень точное и символическое название «Образование Содружества Независимых Государств в новой реальности и трансформация образовательного процесса в постпандемийный период» и по своему содержанию соответствовала интересам педагогической общественности. Очень насыщенными были программы секций: «Образование, ориентированное на будущее: содержание и педагогика», «Оценивание в образовании и вызовы современности», «Развитие личностно-ориентированных общечеловеческих ценностей в процессе творчества и сотрудничества», «Учитель: современные вызовы и зоны роста», «Дополнительное образование: дети моделируют наш мир», «Цифровая трансформация образования: профиль современной школы», «Школа – надёжная гавань для интеллектуального развития и безопасности взросления», «Развитие инклюзивности и благополучия учащихся как фактор позитивных изменений», «Молодые профессионалы для успешного будущего страны», «Новые подходы к развитию читательской грамотности в эпоху цифровизации», «Возможности для повышения эффективности взаимодействия». 

Открыл съезд председатель Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ, министр просвещения Республики Казахстан Асхат Аймагамбетов. Из его выступления можно было чётко понять, что на повестке дня та самая невидимая нить интеграции и сотрудничества между странами, которая не только совершенствует образовательные программы, но и объединяет интересы обществ в целом. Сотрудничество между школами, колледжами, вузами в части обмена опытом в развитии ТиПО, высшего образования, в целом развития законодательства стран, академический обмен – это те вопросы, которые были подняты в рамках съезда. Тем временем приближался старт двухдневного II международного фестиваля педагогического мастерства учителей и работников сферы образования стран СНГ. Нарастало волнение и всё сильнее становилось желание поскорее начать свое выступление.

Ключ к успеху – владение эмоциями
 - Визит в Астану изначально был большим и трепетным для меня событием. Ещё в апреле был пройден заочный тур и началась моя подготовка к международному фестивалю педагогического мастерства учителей и работников сферы образования стран СНГ, который имел статус очного, и, конечно, это более волнительный и ответственный процесс. Участие в конкурсе я приняла не задумываясь, потому что всегда предпочитаю находиться в курсе событий педагогической и научной среды именно в своём направлении, в практической деятельности. А вот с темой выступления пришлось подумать. Конкурс проводили по трем номинациям: «Учитель», «Воспитатель» и «Психолог/социальный педагог». Последняя, конечно, была мне ближе всего, так как охватывала весь спектр моих ежедневных обязанностей. Но актуальных тем по детской и подростковой психологии на сегодняшний день очень много, а выбрать нужно было только одну. Поэтому приоритет был отдан относительно новому, эффективному психологическому инструменту, который помогает как в профилактике профессионального выгорания, так и в профилактике аутодеструктивного поведения – эмоциональный интеллект. Таким образом, тема моего выступления звучала так: «Профилактика эмоционального выгорания и развитие эмоционального интеллекта». 

В июле 2022 года очень заинтересовала тема «Эмоциональный интеллект», рассмотренная на международной конференции, которая проходила в апреле в городе Алматы, и сразу после её окончания по инициативе руководителя управления образования Зауре Байменовой в области началась усиленная работа по освоению основ и тонкостей эмоционального интеллекта. Сегодня, спустя три месяца, у нас есть чёткое видение построения работы: буквально на днях завершился первый этап обучения по программе «Эмоциональный интеллект педагога. Эмоциональная интеллектуальная среда для гармоничного развития детей» с охватом 440 психологов Костанайской области, в рамках августовской конференции для педагогов была подготовлены интерактивная зона «Эмоциональный интеллект педагога», где присутствующим подробно рассказывали суть технологии. Уже сейчас разработаны сотни разъяснительных памяток и буклетов, Центром созданы обучающие видеоролики. Сегодня в мире эмоциональному интеллекту уделяется большое внимание, но эмоциональный интеллект не ставится в противовес интеллекту и не идёт разговор о превосходстве сердца над разумом. Эмоциональный интеллект – это точка соприкосновения и того, и другого. Девизом в подготовке такой интереснейшей темы для меня стало правило «Кто владеет эмоциями - владеет ситуацией, и жизнь вокруг такого человека ярче и интересней».

Эмоциональный интеллект: показать то, что скрыто
 - Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации. Другими словами, все мы знаем, что такое эмоции, но только немногие способны ими управлять и совсем единицы распознавать их в других людях. А ведь как много в учебном процессе построено на обычном настроении людей. Тем более ценен навык в рамках работы с подростками, чей эмоциональный фон часто нестабилен и требует тонкого взаимодействия со взрослыми людьми. Существует такое непреложное правило: чем педагог наполнен, тем он и делится с воспитанниками. Поэтому в вопросах профилактики профессионального выгорания аспект эмоционального интеллекта играет огромную роль.

Работая с детьми, подростками крайне важно уметь ориентироваться в их эмоциональном интеллекте. Это не просто разовый инструмент, а умение определять истинное состояние человека и анализировать его не по эмоции, а именно по эмоциональному интеллекту. Часто бывает, что мы судим по сложившейся ситуации: нагрубил, заплакал, полез в драку, а вроде всегда был спокойным… Обычно мы воспринимаем подобные ситуации с негативом, но вот технология изучения эмоционального интеллекта помогает выявить причину, найти нужный подход и с успехом выйти из кризисной конфликтной ситуации без эмоционального ущерба. 

В период обучающих, веерных семинаров на эту тему мы поясняем, что педагогам как никогда важно уметь строить гармоничные отношения в коллективе, уметь формировать навыки преодоления тревожных состояний у учащихся и вырабатывать техники повышения стрессоустойчивости при эмоциональном выгорании у педагогов. Владение темой подразумевает под собой углублённое изучение соответствующих практических методик, таких как «Дневник эмоций», «Эмоции в теле человека», предложена методика проведения лимфодренажного массажа и многое другое.

Основываясь на проделанной работе, обобщив опыт и проанализировав дальнейшую работу в этом направлении, я разработала свой проект, в котором гармонично сочетались теоретические и практические блоки на умение правильно распределять внутренние ресурсы, управлять эмоциональным фоном, вырабатывать эмпатию и сочувствие к эмоциональному состоянию других людей. Также было много интерактива – демонстрации практических навыков, авторских обучающих роликов. 

Готовые работы оценивались на фестивале по четырём критериям: предметно-методическое содержание, технологичность и управление деятельностью участников мастер-класса, эффективность и результативность мастер-класса, профессиональная культура педагога. И здесь я хочу отметить высокий уровень подготовки конкурсантов из других стран. Во-первых, это было действительно интересно, поднимались злободневные темы, которые в психологии занимают первые строчки исследований. В этой непростой борьбе я горжусь тем, что оправдала надежды костанайцев и казахстанцев в целом и доказала, что данная тема должна внедряться в инструментарий современного педагога-психолога. Некоторыми советами я бы хотела поделиться с читателями «Учительской плюс».

Как использовать эмоциональный интеллект (EQ)?
Использовать его можно в самых разных жизненных ситуациях. 
* Учиться принимать критику, чтобы не вступать в конфликты. 
* Учиться справляться с допущенными ошибками и постоянно двигаться вперёд. 
* Уметь говорить «нет», когда этого требует ситуация, в повседневности и на работе. 
* Корректно делиться с другими людьми своими эмоциями, ничего не придумывая и не обманывая других.
* Знать, что именно вы делаете и для чего это делаете, то есть грамотно справляться с целеполаганием. 
* Уметь корректно оценивать поступки других людей и не судить их избыточно.

Как измеряется EQ?
Обычно используется не общая метрика, а несколько разных, зависящих от конкретного компонента EQ. 
* Есть тест для оценки коммуникативных умений от Ильина. 
* Тест на проверку коммуникативных навыков от Михельсона.
* Тест для оценки уровня мотивации от Элерса.
* Тест на степень мотивированности и страха перед неудачами от Рвана.
* Система оценки уровня эмпатии Мехрабиана. 
* Тест эмпатических способностей человека от Бойко.
* У Ильина есть тест на степень конфликтности индивида и тест для проверки уровня личной агрессии. 
 

Ксения МАЛИКОВА

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.