Подходы к исследовaтельской деятельности учащихся

Выпуск - №32-33(629-630)   :   23.08.2024
207

В современном образовании акцент на исследовательскую деятельность становится всё более актуальным. Умение исследовать, анализировать, делать выводы и предлагать решения – это не только ключевые навыки для успешной академической карьеры, но и необходимые качества для будущей профессиональной жизни.

Зауреш САДВАКАСОВА,
методист Методического центра управления образования акимата Костанайской области

Как же можно эффективно развивать эти навыки у школьников на уроках? Подходов много. Важно их правильно применять. Создание условий для исследования – одна из основных задач педагога. В первую очередь важно создать на уроках атмосферу, способствующую исследовательской деятельности. Учитель должен стимулировать учащихся к самостоятельному поиску информации, задавать открытые вопросы, побуждать к критическому мышлению.
Особое место в работе педагогов занимает проектная деятельность, что включает в себя разработку и выполнение объёмных заданий, которые требуют исследования и применения знаний. Важно, чтобы проекты были связаны с реальными проблемами или вопросами, интересными для учащихся. Это может быть исследование экологических проблем нашего региона, создание социального проекта или разработка научного эксперимента.
Активное обучение помогает ученикам лучше усваивать материал через практическую деятельность и участие в обсуждениях. Методы активного обучения, такие как мозговой штурм, дискуссии, ролевые игры и групповая работа, способствуют развитию исследовательских навыков. Например, в рамках урока  можно провести дискуссию о различных соединениях, что побудит учащихся к глубинному анализу и аргументированным выводам.
Совершенствовать образовательную среду урока возможно с помощью активных форм взаимодействия обучающихся и командной работы. Интеграция знаний из разных областей помогает учащимся увидеть взаимосвязи между предметами и развивает их исследовательские способности. Например, проект по изучению экологических проблем может объединять знания из биологии, географии, математики и обществознания. Такой подход позволяет ученикам применять комплексный взгляд на проблемы и находить нестандартные решения. При этом педагог должен знать, что виды деятельности по-разному влияют на память, соответственно на уровень учения. По научным данным, в памяти сохраняется 10% из того, что читали, 20% из того, что слушали, 30% из того, что наблюдали, 50% из того, что видели и слышали, 70% из того, что высказывали и обсуждали, 90% из того, что высказывали и выполняли.
Важно как создавать условия для исследовательской деятельности, так и правильно её оценивать. Оценка исследовательской работы должна учитывать не только результат, но и процесс работы: как ученик ставил цели, как организовывал исследование, как анализировал и интерпретировал информацию. Рефлексия позволяет учащимся анализировать свои действия, делать выводы и улучшать свои навыки в будущем.
Сформировать эти умения может только учитель, качественно владеющий исследовательской компетентностью. Согласно профессиональному стандарту «Педагог», по критерию компетентности «Практика преподавания обучения и воспитания» мы наблюдаем динамику развития от «Планирует под руководством наставника урок/занятие/деятельность на основе целей обучения» до «Планирует содержание процесса преподавания/обучения и воспитания с использованием результатов исследования практики». Это путь формирования исследовательской компетентности учителя. А, значит, и учащегося.
Всё чаще в исследовательской деятельности используют интернет-ресурсы, научные базы данных, специализированные программы и приложения, что педагоги рассматривают мощным инструментом в исследовательской работе. Например, использование научных приложений для проведения экспериментов или анализа данных может значительно расширить возможности учеников.
Но, необходимо отметить, что своё место в этой деятельности занимает искусственный интеллект. Беседа с педагогами, опрос фокус-группы показал, что из 58 респондентов 43% используют искусственный интеллект в учебном процессе. В том числе и малокомплектные школы. 48,4% используют ChatGPT. То есть учитель становится практически «на равных» с искусственным интеллектом. Здесь необходимо правильно распределить ресурсы.
ChatGPT может предложить альтернативные точки зрения и помочь в проведении критического анализа материалов, чтобы ученик мог лучше оценить свою работу и аргументы. Но результаты работы должны быть тщательно проверены и оценены самостоятельно. В целом, успешное исследование с применением искусственного интеллекта требует критического подхода и оригинального мышления.
Исследовательская деятельность вышла на новый уровень. Обновлённый характер приобрели и научные проекты учащихся. Это требует особого подхода к уроку, элективным курсам, внеклассной работе.

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.