Трансформация образовательного процесса как в организациях образования, так и в сфере повышения квалификации педагогов набирает обороты. Стремительное технологическое развитие диктует необходимость гибкого реагирования образовательной среды на запросы обучающихся.
Костанайский филиал «Өрлеу», осуществляя повышение квалификации педагогов области, ориентируется на современные тенденции в области образования и постоянно совершенствует процесс обучения. Одним из главных подходов, лежащих в основе процесса обучения в филиале, является персонализация и адаптация. Преподаватели персонализируют процесс обучения в каждой отдельной группе, учитывая интересы, опыт, степень подготовленности и предпочтительные способы усвоения учебного материала слушателями. Они адаптируют образовательный контент и выбирают наиболее эффективные методы обучения, ориентируясь на индивидуальные потребности педагогов с учЁтом их квалификационных категорий и других параметров, выявленных в процессе анализа качественного состава слушателей группы.
Расширяя образовательные возможности, преподаватели филиала используют потенциал мультимодальной педагогики, внедряя в процесс обучения разные способы презентации материалов: инфографику, запоминающиеся иллюстрации, анимацию, видео- и аудиоформаты, а также инновационные технологии, такие как ресурсы нейросетей. Для повышения эффективности обучения широко применяется зарубежный опыт, заимствованный у педагогов Италии, Южной Кореи, Швейцарии, Сингапура и других стран.
Осознавая, что современное поколение лучше воспринимает небольшие блоки информации, чем длинные лекции, преподаватели преподносят учебный материал небольшими порциями, после ознакомления с которыми слушатели имеют возможность обменяться мнениями, продумать способы практического применения.
Вообще создание коллаборативной среды и акцент на практические знания являются отличительной характеристикой процесса обучения в Костанайском филиале «Өрлеу». Курсы ориентированы на формирование конкретных умений и навыков, необходимых для выполнения чётко поставленных задач, обучение через опыт, наблюдение и рефлексию. Предпочтение отдаётся заданиям, имеющим продуктивный, творческий, поисковый характер и предполагающим взаимодействие слушателей. Преподавателю скорее отводится роль организатора, фасилитатора и консультанта, чем транслятора знаний. Он направляет, поддерживает, помогает, раскрывая перед обучающимися новые горизонты возможностей.
В процессе обучения слушатели обогащают собственный опыт новыми идеями, чему способствуют многочисленные мастер-классы, проводимые опытными педагогами-мастерами и исследователями в рамках курсов. Особое внимание филиалом уделяется привитию педагогам культуры постоянного совершенствования и профессионального роста посредством организации непрерывности процесса обучения и повышения квалификации. Этому способствует вовлечение слушателей курсов в межкурсовые мероприятия, а также посткурсовое сопровождение, предполагающее проведение исследований собственной практики, побуждающее к осмыслению, анализу, оценке собственного опыта и его совершенствованию.
Это лишь некоторые свидетельства того, что процесс повышения квалификации педагогов Костанайской области строится в соответствии с главными трендами современного образования.
Татьяна БИЗИКОВА,
методист филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области»
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.