Развиваем грамотность и интерес к учению

Выпуск - №28(625)   :   08.08.2024
310

image

На прошедшем в декабре 2023 года финале республиканского конкурса «Панорама педагогических идей» была представлена наша работа «Авторские ЦОР для развития читательской грамотности младших школьников».
Предварительно видеопрезентация этого цифрового образовательного ресурса прошла серьёзный отбор, заняв 1 место на областном этапе конкурса. В финале же работа заняла 2 место в номинации «Читательская грамотность». Об особенностях создания и применения ЦОР пойдёт речь в этой статье.
Одним из перспективных направлений в современном образовательном процессе является применение информационно-коммуникационных технологий. Применение ИКТ в начальной школе, когда развивается познавательная активность учащихся, способствует расширению возможностей школьников в получении информации. Это обусловлено и особенностями мышления ребёнка младшего школьного возраста, когда наиболее развито наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
Применение информационных технологий на уроках естествознания в начальной школе позволяет наиболее эффективно формировать познавательный интерес, творческие способности и самостоятельность при выполнении предложенных заданий. При использовании ИКТ важно учитывать психологические особенности учащихся. Можно выделить несколько, наиболее популярных видов работ с использованием ИКТ на уроках естествознания: презентации, видеофрагменты, задания занимательного характера для уроков закрепления и обобщения, тестовые оболочки для контроля и проверки знаний учащихся
Для достижения цели эффективного формирования познавательного интереса, развития творческих способностей и самостоятельности при выполнении заданий мы разработали «Онлайн-практикум по предмету «Естествознание» для учащихся 2 класса». Практикум состоит из нескольких страниц, каждая – набор заданий занимательного характера к предложенному тексту. Каждый текст – это сказка, рассказ или занимательное повествование о явлениях природы, разнообразии животного и растительного мира.  Учащимся предлагается прочитать текст, имея при этом возможность прослушать рассказ в исполнении учителя. Задания составлены таким образом, что позволяют знакомиться с новыми терминами, устанавливать закономерности живой и неживой природы, последовательно выполняя задания (заполнение кроссворда, установление соответствия, заполнение пропусков в предложении, восстановление правильной последовательности при помощи опорных слов в предложении, выполнение тестовой работы, включающей задания с одним или несколькими вариантами правильного ответа, ввод ответа с клавиатуры, составление слова из предложенных букв). Навыки и знания работы с коммуникационными устройствами, которые ребята получают на уроках цифровой грамотности, позволяют им выполнять подобные задания самостоятельно.  
Задания практикума могут использоваться как на уроке, так и дома в качестве самостоятельной подготовки по предмету или дополнительного материала к уроку. Балл за каждое задание отображается в виде процента освоения материала, что вполне соотносится с обновлением содержания образования. Разнообразие заданий позволяет учащимся эффективно работать с текстом на уровне знания, понимания, применения, анализа, что не может не способствовать развитию функциональной грамотности. Задания интегрированы с предметами естествознания, литературного чтения, цифровой грамотности.
Например, при изучении темы «Какие изменения происходят с растениями в разное время года» можно рекомендовать страницы тренажёра «Как поссорились времена года» и «Могучая травинка». При изучении тем «Как Солнце влияет на Землю», «Кто дружит с солнышком» страницы тренажёра – «Как Солнышко заболело». При изучении темы «Почему животные такие разные» страницы тренажёра – «Гости», «Сентябрь», «На пороге весны». «Какие у воздуха свойства» – страница «Вслед за ветром». И т.д.
Практикум составлен на основе HTML-страниц и может запускаться не только на персональных компьютерах, но и на планшетах или смартфонах как онлайн так и офлайн (при отсутствии интернета). Публикуется практикум в сети Интернет и всегда находится в свободном доступе. Подобные тренажёры нами разрабатываются на постоянной основе и по различным предметам. На сайте https://ictdialog.ru можно познакомиться с программами по литературному чтению, познанию мира, математике.
Можно выделить несколько положительных моментов использования практикума: у детей появляется положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начинают проявлять более высокую степень самостоятельности; учатся задавать вопросы и находить на них ответы, представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию. Такие формы работы помогают развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение, добиваться хороших результатов в овладении предметом.

Светлана КАЩЕЕВА,
учитель начальных классов,
Евгений КАЩЕЕВ,
учитель математики и информатики
Воронежской ОШ, Фёдоровский район

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.