Реализация проекта «943 – развитие целевых школ страны»

Выпуск - №19(667)   :   21.05.2025
702

DSC-0097

По поручению Главы государства разработан национальный доклад «Качественное образование, доступное каждому». Это стратегический документ, основная задача которого – повышение качества образования в стране.
Казахстанская система сегодня отходит от парадигмы «Образование – обучение» в пользу модели «Образование – становление личности». С целью реализации национального доклада разработана дорожная карта нашего региона, включающая все уровни образования и определившая конкретные ориентиры для их развития.
Так, одним из приоритетов реализации дорожной карты является определение стратегических направлений профессиональной деятельности руководства школы и методистов в рамках проекта «943 – развитие целевых школ страны», который реализуется в текущем учебном году. Министерством просвещения Республики Казахстан на основании композитного индекса среди организаций области определены 106 целевых школ (28%). В текущем году уже ведётся работа с 15 целевыми школами в рамках республиканского проекта: одна школа в г. Костанае, три в Рудном, одна в Аркалыке, по две в Костанайском, Денисовском, Житикаринском районах, и по одной в Аулиекольском, Камыстинском, Узункольском, Фёдоровском районах.

DSC-0092


В течение текущего года проводилась определённая работа с каждой целевой школой в рамках работы проектного офиса. Управлением образования издан приказ о формировании проектного офиса, а также разработан план, состоящий из семи блоков: организационная работа, развитие менеджмента, диагностическая работа, развитие педагогического потенциала, повышение качества занятий, развитие познавательной компетентности обучающихся, самооценка и рефлексия деятельности. Задача проектного офиса, в который вошли 15 методистов-кураторов из числа методистов МЦ и районных/городских методических кабинетов, – методическое сопровождение школ в период реализации проекта.
Каждой целевой школой разработаны индивидуальные портреты и индивидуальные планы работы. Это основные документы, содержащие приоритетные на сегодня направления деятельности для успешного выхода из проекта. Особое направление проекта – трёхуровневые курсы повышения квалификации, которые прошли педагоги целевых школ.
 С начала реализации проекта проектный офис области проводит действенную и целенаправленную работу по методическому сопровождению каждой целевой школы. Проведено три совещания с участием координатора проектного офиса – заместителя акима области, методистами-менторами для целевых школ проведено 75 семинаров, 102 мастер-класса, 96 гостевых уроков, 93 выезда в школы, 38 ВКС, менторами посещено более 300 уроков и три директора прошли стажировку в НИШ.

DSC-0133


Опытными педагогами области разработано 128 обучающих видеороликов для учителей целевых школ, которые находятся в открытом доступе для всех педагогов нашего региона. Также проведена трансляция видеоуроков в режиме реального времени учителями школ для учащихся целевых школ и школ-участников исследования PISA 2025 по развитию функциональной грамотности. Методическую помощь оказывают и творческие группы педагогов по образовательным областям, которые ведут работу по разработке сборников тренировочных заданий и тренажёров на развитие функциональной грамотности. Тесное сотрудничество налажено и с НИШ ФМН по погружению в предметные области и организацию стажировок для директоров школ. В области реализуется ряд проектов, через которые также проводится методическая поддержка педагогов: «Mug`alim-Master.kz», «День образовательной области», «Шефство городских школ над сельскими», «Педагогический конструктор для молодых учителей», Программа стажировки «Школа лидерства» на базе НИШ ФМН, «День лучшего педагога в сельской школе» и др.
В работе задействована педагогическая общественность и вся методическая служба области (областной МЦ и методкабиненты городов и районов). Также налажено тесное сотрудничество и с АО НЦПК «Өрлеу» (проводятся семинары, совещания, выезды в школы). В рамках работы проектного офиса налажено сотрудничество и с другими регионами республики. В ноябре 2024 года область посетил представитель методического центра Северо-Казахстанской области, для которого представлен опыт работы нашего региона по методическому сопровождению целевых школ. Мероприятия по обмену опытом продолжены уже в г. Петропавловске.
7 февраля заместитель руководителя управления образования, руководитель проектного офиса Данагуль Сюндикова и заместитель директора методического центра Гульнара Утегенова представили опыт работы проектного офиса области на республиканском уровне. С 28 по 30 апреля 2025 года Костанайская область была выбрана базой для проведения республиканской краткосрочной стажировки для методистов проектных офисов.
Целью мероприятия было повышение профессиональной компетенции методистов и руководителей проектных офисов через обмен лучшими практиками, транслирование успешных методик работы и формирование единых подходов для достижения максимальной эффективности в работе с целевыми школами. В данной стажировке приняли участие 13 методистов из других областей Казахстана. За эти дни проектный офис нашей области познакомил коллег с содержанием работы с целевыми школами. Был представлен опыт работы методистов-менторов области и мероприятия по методическому сопровождению школ. В рамках республиканской стажировки были посещены целевые школы, опорные школы. Была организована трансляция успешных практик нашей области и обмен опытом с регионами для дальнейшей эффективной работы с целевыми школами. Это мероприятие, инициированное министерством просвещения РК и НАО имени Ибрая Алтынсарина, позволило нашему региону поделиться с коллегами своим опытом и вдохновило на новые идеи в методической поддержке целевых школ.

DSC-0462


Для того чтобы видеть, насколько эффективно построена работа в целевых школах, методистами проводится постоянная аналитическая работа: исследование сформированности естественнонаучной грамотности у обучающихся целевых школ, изучение результатов по итогам четвертей, проводятся контрольные срезы, изучается кадровый состав, также проводится корректировка деятельности.
Следует отметить, что в период реализации проекта проведена следующая работа. В частности, внешнее оценивание знаний учащихся 4 и 9 классов (ДКСО, октябрь, декабрь); анализ результатов качества знаний учащихся за 1-3 четверти; контрольные срезы знаний учащихся (1 полугодие); диагностика по исследованию профессиональных потребностей и затруднений педагогов целевых школ. Сравнительный анализ итогов трёх четвертей текущего года показывает положительную динамику качества знаний обучающихся во всех 15 целевых школах области. По итогам 3 четверти общий показатель качества знаний в данных школах составляет 58,5%, что на 2,9% выше результатов второй четверти 2024-2025 учебного года. Хотя в первой четверти были школы и с отрицательной динамикой.
Вопрос повышения качества знаний в области находится на постоянном контроле. Педагоги проводят коррекционную работу по восполнению пробелов в знаниях и отработке западающих тем, организованы индивидуальные консультации, разработан план мероприятий по повышению качества знаний обучающихся, проводятся методические десанты с практикой проведения гостевых уроков, мастер-классов лучшими педагогами и педагогами-мастерами, исследователями и других форм работы по методическому сопровождению целевых школ.
Для получения ответов на вопросы по реализации проекта действует горячая линия (на сайте методического кабинета, в Facebook размещены контакты проектного офиса). Также за каждой целевой школой закреплены сотрудники управления образования и методического центра.
Мы понимаем, что именно совместная, заинтересованная работа даст возможность для профессионального роста педагогов целевых школ, обеспечит высокое качество образования на основе корпоративного управления и обмена лучшими практиками методического сопровождения педагогов.

Гульнара УТЕГЕНОВА,
заместитель директора,
Жанар ДОЩАНОВА,
методист КГУ «Методический центр»

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».