Контроль качества образования и обучения, обеспечение его соответствия предъявляемым требованиям немыслим без анализа результативности работы учителя.
Для этого необходимо разработать механизмы управления, с помощью которых возможно изучать результативность труда учителя. Лучше всего для этого использовать технологию диагностики и рейтинговой оценки деятельности педагога как средства оказания ему методической помощи в развитии профессионального мастерства.
Рейтинговая оценка деятельности педагогов организации образования позволяет выявить наиболее эффективных педагогов, способствует повышению общего уровня образования и направлена на регулярное получение объективной информации о качестве деятельности педагогов, методических объединений с точки зрения процесса и результата, анализ полученных результатов деятельности педагогов в организации образования, принятие эффективных управленческих решений администрацией в области повышения качества образовательной деятельности.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи: разработать положение о рейтинговой оценке деятельности педагога, разработать критерии оценки деятельности педагога, разработать инструментарий рейтинговой оценки, создать экспертный совет для анализа полученных результатов и принятия управленческих решений, определить механизмы стимулирования педагогов.
Критерии оценки учителей включают в себя множество аспектов. Здесь важна не только специализация и опыт педагога, но и его умение развивать способности и таланты учеников, создавать благоприятную образовательную среду и поддерживать обратную связь с родителями. Важным фактором также является личность учителя, его энтузиазм и профессионализм.
Один из основных критериев оценки рейтинга учителей – это уровень их профессиональных знаний и компетенций. Учителя должны обладать сильными знаниями предметной области, хорошим уровнем педагогической подготовки, а также быть в курсе современных методик обучения и новых требований образовательных стандартов.
Успешный учитель способен привлечь и заинтересовать учеников учебным процессом. Для этого он может использовать различные педагогические приёмы, интерактивные методы обучения, а также создавать эмоционально-позитивный климат в классе.
Рейтинг учителей также зависит от качества проводимого ими образовательного процесса. Учитель должен уметь разработать и организовать учебные планы, подходящие методы и формы обучения, а также иметь навыки работы с учебными материалами и современными технологиями.
Эффективное взаимодействие с учениками и их родителями также является важным критерием для оценки рейтинга учителей. Учитель должен быть коммуникабельным, уметь слушать и понимать учеников, а также уметь эффективно взаимодействовать с родителями.
Один из главных критериев оценки рейтинга учителей – это их способность применять индивидуальный подход к ученикам. Учитель должен уметь адаптировать программу обучения к индивидуальным потребностям каждого ученика, учитывать их особенности и интересы, а также помогать им в достижении учебных целей.
Критерии оценки рейтинга учителей являются комплексными и включают в себя различные аспекты работы педагога. Использование таких критериев позволяет сделать объективную оценку профессиональной деятельности учителей и повысить качество образования в школе.
В основной средней школе №14 ведётся регулярная, систематическая работа по активизации педагогов школы, мотивация на участие в общешкольных, городских, областных, республиканских и международных мероприятиях, стимулирование наиболее творческих и активных учителей. На протяжении ряда лет в школе подводится рейтинг педагогов, разработанный и утверждённый педагогическим коллективом. На педсовете, посвящённом подведению итогов деятельности школы и результатов работы педагогов за истекший год, по данным рейтинга награждаются грамотами и благодарственными письмами самые результативные педагоги и методические объединения учителей. На ежегодной августовской конференции по итогам городской рейтинговой оценки результатов деятельности организаций образования ОСШ №14 получила высокую оценку за два предыдущие учебные года.
С уверенностью можно сказать, что рейтинговая оценка деятельности педагогов в нашей школе приводит к эффективному управлению как системой повышения профессионального роста педагога, так и к эффективному управлению качеством предоставляемых образовательных услуг. Благодаря рейтингу учитель может получить обратную связь о своей работе и использовать её для улучшения своих профессиональных навыков и методов обучения. В конечном итоге рейтинг учителей является инструментом, который способствует повышению качества образования в школе, помогая выявить и поддержать высококвалифи-
цированных и талантливых педагогов, а также улучшить образовательную среду.
Юрий ГЕНРИХ,
замдиректора по УР ОСШ №14,
г. Костанай
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.