Роль учителя в создании инклюзивной среды

Выпуск - №19(616)   :   16.05.2024
445

image

В современном обществе мы стремимся к созданию места, где каждый имеет право на образование и развитие, независимо от своих индивидуальных особенностей. И в этом стремлении ключевую роль играют учителя, которые стоят в первых рядах формирования инклюзивной среды в образовательных учреждениях.

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области является центром повышения квалификации педагогов в области инклюзивного образования, где разрабатываются и предлагаются курсы, тренинги и семинары, направленные на совершенствование компетенций учителей и специалистов, работающих с детьми с особыми потребностями. Это включает знакомство с принципами инклюзии, особенностями работы с детьми с различными потребностями и методами дифференцированного обучения.
Инклюзивное образование сегодня – это не только предоставление доступа к знаниям и навыкам всем учащимся, но и создание среды, где каждый человек чувствует себя принятым, ценным и уважаемым. Роль учителя в этом процессе неоценима.
Во-первых, учитель понимает разнообразие индивидуальных потребностей и способностей своих учеников. Это означает, что в классе могут быть дети с различными уровнями умений, с физическими или умственными особенностями, а также дети с разными культурными и языковыми фонами. Учитель должен быть гибким и уметь адаптировать свой подход к обучению так, чтобы каждый ребёнок мог успешно учиться и развиваться.
Во-вторых, учитель активно работает над созданием включительной среды в классе. Это может быть проведение различных уроков и мероприятий, направленных на повышение осведомлённости о разнообразии и поощрение уважения к различиям. Учитель также создёет условия для сотрудничества и взаимопомощи между учениками, чтобы каждый чувствовал себя важным и включённым.
Наконец, учитель работает в тесном сотрудничестве с родителями и другими специалистами, чтобы обеспечить максимальную поддержку для каждого ребёнка. Это может включать в себя разработку индивидуализированных учебных планов, проведение консультаций с родителями и другими специалистами, а также обмен опытом и ресурсами для поддержки учащихся.
Обучение в ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР включает в себя следующие темы: принципы и методы инклюзивного образования; подходы к индивидуализации образовательного процесса; работа с детьми с различными видами особых образовательных потребностей; развитие навыков адаптации и взаимодействия с разнообразными учениками; создание безбарьерной образовательной среды и поддержка инклюзивной практики в школе. На основе этих тем институт организовывает практические занятия, мастер-классы и тренинги, на которых учителям предоставляется возможность практиковать навыки работы в инклюзивной среде. Это моделирование ситуаций, обмен опытом, решение кейсов и пр. Учителя, которые сталкиваются с определёнными трудностями в работе в инклюзивной среде, получают индивидуальное консультирование и поддержку. Сетевое взаимодействие позволяет учителям быть в курсе последних тенденций, обмениваться информацией и поддерживать связи.
Учителя, проходящие обучение в ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР, получают не только теоретические знания, но и практические навыки, которые помогут им успешно реализовывать инклюзивное образование в своей работе.

Лаула ЖАНАЛИНА,
Наталья ИСТОМИНА,
старшие преподаватели ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПР
по Костанайской области

Реклама