Специальное и инклюзивное образование: зона особого внимания

Выпуск - №31-32(579-580)   :   26.08.2023
550

В рамках республиканской августовской конференции педагогических работников «Әділетті Қазақстан: сапалы білім, адал ұрпақ, табысты ұлт» в Костанае 24 августа впервые проведено секционное заседание для педагогов специального и инклюзивного образования.

Темой заседания, организованного в формате TED Talks (общее) и в формате секций по пяти направлениям, стало «Психолого-педагогогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями». Участниками деловой встречи стали представители министерства просвещения РК, Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования, представители ЮНИСЕФ, вузов, специалисты управлений образования регионов, методисты, директора специальных и общеобразовательных школ, заведующие психолого-педагогическими консультациями, руководители реабилитационных центров, кабинетов психолого-педагогической коррекции, аутизм-центров, специальных дошкольных организаций, представители НПО. Открыл конференцию заместитель акима области Ринат Мухаметкалиев, а модераторами выступили руководитель управления специального и инклюзивного образования министерства просвещения РК Лаура Бутабаева и директор Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования Айгерим Кудеринова. 

Педагоги обсуждали актуальные проблемы специального и инклюзивного образования, задачи повышения качества образовательных услуг и расширения сети организаций их оказывающих, психолого-педагогическое сопровождение, коррекционно-развивающую помощь и поддержку детям с особыми образовательными потребностями. Работа секций была направлена на обмен опытом, выработку стратегий решения проблемных вопросов.

В настоящее время в Республике Казахстан более 188 тысяч детей с особыми образовательными потребностями от 0 до 18 лет. Системой образования охвачено более 92% детей этой категории. Для оказания психолого-педагогической поддержки функционируют 99 специальных школ, 44 специальных детских сада, 13 реабилитационных центров, 92 психолого-медико-педагогические консультации, 209 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 22 ресурсных центров на базе общеобразовательных школ, 9 аутизм-центров. Но, как отмечали участники встречи и выступающие, остаётся немало проблемных моментов, которые требуют особого внимания и решения для успешного обучения и социализации детей с ООП.

Так, директор методического центра поддержки детей с ООП при управления образования г. Шымкента Жанна Утесинова представила опыт работы центра, особо остановившись на проекте «Автоматизация и мониторинг работы специальных педагогов». По мнению Жанны Бисеновны, чёткие данные мониторинга крайне важны для представления верной и актуальной картины обучения и воспитания детей с ООП. Проект предусматривает также диагностирование, анализ динамики и развития детей. 

Выступление Жанны Утесиновой

- Чтобы создать специальную среду, которая строится вокруг ребёнка, педагогу нужна помощь методиста, – отметила Жанна Утесинова. – Я думаю, в каждом регионе должен открыться методический центр специального и инклюзивного образования. 

О роли  психолого-медико-педагогических консультаций в организации государственной политики в области специального и инклюзивного образования говорила руководитель диагностико-консультативного отдела ННПЦ РСИО Алия Ерсарина. 

- Главная цель и задача современных ПМПК не только комплексное обследование детей, но, в первую очередь, оценка их особых образовательных потребностей, чтобы определить необходимые условия обучения как в специальных, так и в общеобразовательных организациях, – подчеркнула Алия Касымхановна. – Общеобразовательные школы должны хорошо знать: какие это специальные условия, какие особые образовательные потребности они должны удовлетворять. Очень актуальна и проблема консультирования. Со стороны родительской общественности запрос на качественное консультирование очень высок. И ещё одно основное направление работы ПМПК – статистический учёт, потому что это единственная организация, которая ведёт учёт детей с ООП. И насколько эти данные будут объективны, по-настоящему отражать реальное положение дел, от этого зависит планирование, формирование государственной политики в области специального и инклюзивного образования.

Говоря о насущных проблемах, Алия Ерсарина озвучила потребность в расширении сети ПМПК:

- Сейчас они действуют из расчёта одна ПМПК на 50 тысяч детского населения. В то же время, например, в Беларуси подобные организации работают на 5-6 тысяч детского населения, в Украине – на 12 тысяч сельского населения и на 7 тысяч городского. Поэтому у нас жалобы на очерёдность, на некачественное обследование и консультирование, потому что специалистам не хватает времени. У нас в каждом регионе требуются дополнительно две-три психолого-медико-психологические консультации, в Туркестанской области потребность в 11 ПМПК. Даже из расчёта на 50 тысяч детей в Казахстане должно быть 120 ПМПК, сейчас действующих 94.

Вторая проблема – качество обследования детей. По словам Алии Касымхановны, необходимо стандартизировать обследование, чтобы в разных регионах не выдумывали свои методы. Важно, чтобы были разработаны программы обследования. Есть необходимость и в расширении состава ПМПК, в увеличении ставок, возможно – в организации работы в два потока. И, конечно же, важно постоянное обучение сотрудников ПМПК, ознакомление их с новыми, прогрессивными методами диагностики, консультирования. 

Диалог с Людмилой Лиходедовой

Более подробно на подготовке кадров для организаций специального и инклюзивного образования остановилась заведующая кафедрой специального образования КРУ им. А.Байтурсынова, кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор Людмила Лиходедова, рассказав об особенностях образовательных программ, применяемых в вузе. 

- Когда мы разрабатываем образовательные программы, то учитываем мировые тренды (в частности, цифровизация, расширение инклюзивных процессов во всех сферах общества, междисиплинарность, обучение в течение всей жизни), – пояснила Людмила Николаевна. – Специальный педагог, помимо общих для всех педагогов навыков, должен уметь осуществлять оценку образовательных потребностей ребёнка, работать в команде, составлять программы обучения. И обязательно у специального педагога должна быть сформирована научно-исследовательская компетенция. 

После TED Talks участники заседания разошлись по секциям, где прорабатывали такие темы, как «Трансформация системы психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями на основе международной классификации функционирования», «Создание специальных условий и психолого-педагогическое сопровождение школьников в условиях дифференцированного обучения», «Усовершенствование коррекционно-образовательного процесса в условиях новой модели развития дошкольного воспитания и обучения», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ООП в общеобразовательной школе». 

Завершилась работа в этот день возложением цветов к памятнику Ибраю Алтынсарину и экскурсией по специальным организациям образования Костаная, кабинетам поддержки инклюзии. Одной из принимающих гостей организаций стал Костанайский специальный комплекс «Детский сад-школа-интернат» для детей с особыми образовательными потребностями» (директор Серик Данияров). 

- Мы одно из старейших учебных заведений города. В прошлом году наш спецкомплекс отметил своё 85-летие, а в этом году дошкольному отделению 55 лет, – рассказал Елена Бойко, методист и заведующая детским садом специального комплекса. – В 2018 году мы расширили своё поле деятельности, впервые набрав группу детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Несмотря на то, что в Костанае есть и логопункты, и коррекционные кабинеты, и группы для детей с речевыми нарушениями в массовых детских садах, в регионах области нет возможности предоставить обучение детям. Поэтому к нам приезжают со всей области, а также из Актау, из Астаны. География у нас большая. Два года назад мы открыли группу для детей с нарушениями зрения. Опять же, это рассчитано на то, что детки из области таким обучением не охвачены. Наши первые воспитанники этой группы уже пошли в школу – в 1 и 2 класс. Именно с 2018 года мы уже не просто школа-интернат для детей с нарушениями слуха, но специальный комплекс – большая, единая организация, которая работает с детьми с особыми образовательными потребностями. 

Участникам конференции показали группу для детей с нарушениями зрения: она оснащена тактильными табличками, оборудованием для печатания шрифтом Брайля, есть кубики Брайля, тетради, которые предназначены для детей с нарушениями зрения, и многое другое. Все специалисты с дефектологическим образованием, а также проходили более глубокую специализацию: курсы сурдопедагогов, тифлопедагогов на базе нашего педагогического института КРУ.

- Сейчас подготовка кадров получает новые особенности: дети идут со сложными дефектами, и педагогу нужно знать и уметь больше, – отметила Елена Александровна. – Если раньше к нам приходил ребёнок только с нарушениями слуха или речи, то сейчас чаще встречаются сложные или сочетанные дефекты, поэтому педагогам нужно быть готовыми к тому, что придёт неслышащий ребёнок с аутизмом, или ребёнок, у которого нарушение и слуха, и зрения. Нам нужно всесторонне готовиться и быть специалистом-универсалом. Это, конечно, очень трудно, это огромная ответственность перед ребёнком, перед родителями, и перед собой тоже. В подготовке кадров мне хочется, чтобы больше было практики, потому что приходят молодые коллеги, которые теорию знают хорошо, но с практической частью возникают проблемы. Это написание планов, написание конспектов занятий. А ещё моя давняя боль – отсутствие подготовки учителей-дефектологов для дошкольных учреждений. У нас готовят только для школ. А в работе с дошколятами есть свои особенности, которым тоже нужно учить.

В детском саду спецкомплекса два года назад был сделан капитальный ремонт, теперь он яркий, красивый, очень уютный. Есть хорошая комната Монтессори, сенсорная комната, где дети могут попрыгать на батутах, получить разрядку, особенно когда из-за непогоды нет возможности полноценно погулять или когда идёт адаптационный период. Здесь большой музыкальный зал, комфортные группы, оснащённые разнообразным оборудованием, методическими пособиями, наглядностями. 

- Наши дети рано обучаются читать, в три года мы им уже даём глобальное чтение. Они раньше начинают читать, чем дети в обычных школах. Это делается потому, что какие бы аппараты ребёнку ни приобрели, как бы замечательно ни был настроен кохлеарный имплант у ребёнка, всё равно он не будет слышать на сто процентов, – пояснила Елена Бойко. – Наши дети учат наизусть слова, чтобы потом грамотно писать и произносить более чётко.

- Сейчас наши классы хорошо оснащены пособиями, иллюстрированными книгами, играми, костюмами для постановок сказок, театральным реквизитом. Всё это очень важно в нашей работе. – добавляет учитель-дефектолог Жумагуль Умарова. – Ведь мы, педагоги, здесь тоже особенные, немного сумасшедшие (в хорошем смысле, конечно). Несмотря на возраст можем и поползать с детьми по ковру, покувыркаться, покривляться. Мы после занятий играем в жмурки, в прятки. Дети очень рады этим старым, всем известным играм. Мы вообще здесь очень ценим позитивные эмоции и юмор, потому что без этого невозможно заслужить доверия и выстроить комфортную среду обучения. Без юмора мы просто пропадём. Когда мы только сюда приходили работать, нам говорили: «Вы не жалейте детей. Они не знают, что они другие. Они такие же дети, как и все. Просто любите их». Мы их учим принимать себя, жить в социуме. На меня дети смотрят как на друга, прежде всего. Я могу быть и строгой, когда этого требует занятие. Но прежде чем подпустить строгость, надо заслужить доверие и признание.

25 августа состоялась единая пленарная сессия августовской конференции педагогических работников «Тамыз-2023». В Костанае она проходила во Дворце молодёжи при участии акима области Кумара Аксакалова. С основным докладом «О состоянии специального и инклюзивного образования в РК» выступила Лаура Бутабаева. Вице-министр труда и социальной защиты населения РК Назгуль Сагиндыкова рассказала о многоуровневой модели социального обеспечения. О развитии системы раннего выявления и помощи детям с ограниченными возможностями здоровья доложил вице-министр здравоохранения РК Вячеслав Дудник. Также обсуждались темы «Развитие инклюзивного образования в РК: проблемы и перспективы» (депутат Мажилиса Парламента РК Еркин Абиль),  «Итоги исследования развития инклюзивного образования в Казахстане» (специалист по мониторингу прав детей Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане Раушан Ибрашева), «Технологии и ресурсы для расширения доступа к образованию» (руководитель центра по управлению программами и проектами ОФ «Қазақстан халқына» Гульзия Бидатова) и другие актуальные вопросы специального и инклюзивного образования, по которым сформулированы проекты резолюций.

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Реклама

Когда старшие пытаются привести ребёнка к состоянию покоя, неподвижности, они вредят его здоровью, портят его жизнь, обездвиживают его способность приобретать знания. Самый трудный урок, который приходится усваивать ребёнку, – это деловой: ребёнок должен научиться приспособляться к людям и к работе, и, если тут его постигнет неудача, никакое количество книг не может поправить дело. Практический способ кажется самым простым и самым подходящим для решения этой задачи.