Тогда заболеет любовью прекрасная ваша жизнь 

Выпуск - №36(432)   :   25.09.2020
119

Нам, педагогам, выпала очень сложная миссия, миссия добра, сострадания, сочувствия. Важно дать не только теплоту души, но и помочь ребёнку осознавать и выражать собственные переживания, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе. 


Елена Венгерская

Воспитывая своих детей, мы не всегда можем понять, сочувствовать и сопереживать тому, что чувствуют ваши дети. Мы привыкли стыдить, укорять, обвинять своего ребёнка, не всегда понимая, что он при этом чувствует. Мы спешим, мы мчимся, мы соответствуем алгоритму современности: плакать стыдно, сочувствовать стыдно. Задушены любые порывы помощи людям. Как можно в этом страшном, чёрством мире выжить ребёнку…
Х.Л. Рош и Е.С. Бордин считают эмпатию одним из важнейших источников развития личности. По их мнению соблюдение баланса в воспитании, сочетание теплоты, внимания и сопереживания даёт эффект социализации ребёнка в дальнейшей жизни. 

Для развития эмпатии я разработала проект, который назвала «Сказка 3Д».
1 блок:
педагоги и воспитатели под руководством режиссера ставят спектакль. Декорации, костюмы, зритель – всё как у взрослых. Малыш учится сопереживать, наблюдая, набирается опыта: грустный мотив в музыке, веселые, злые, уставшие, перепуганные лица героев. Необходимо с детьми проговорить, что слова могут ранить, что если кто то не нравится, обижать за это его не стоит. Спокойно и уважительно относиться к ребёнку, к его запросам. На примере героев сказки рассказывать, что все мы разные, но мы похожи в том, как смеёмся, плачем, любим...
2 блок: из постановки берутся слова, предложения, и на двух языках сказочный герой вместе с детворой проговаривают их. 
3 блок: на сцену приглашаются дети. Им надевают костюмы, и эту же сказку дети играют перед сверстниками. Восторг и радость непередаваемые! Затем идёт обсуждение, сочувствие, переживание и проживание ситуации героев сказки. Работа большая и требует большой подготовки. Дети расходятся по группам, воспитатель вспоминает сюжет и вместе они вновь проговаривают, разыгрывают ситуацию: что делать если кто-то плачет? что делать, если герой устал, если печален? И т.д. 

К сожалению, сегодня мы вынуждены констатировать, что жестокость оказалась заразительной. Дети «зеркалят» героев сериалов, боевиков – всё, что смотрят их родители. Поэтому очень важно, чтобы родители определились – что в итоге они хотят получить от ребёнка. Если ребенок живет в агрессии, то и в подростковом возрасте мы получаем враждебно настроенных детей. Задача педагога эмоционально поддержать ребёнка, дать ему теплоту и создать доверительные отношения в группе детей. Это можно сделать с помощью чтения и обсуждения позитивных рассказов и сказок.

Добрые игры ведут к добрым делам. Очень важно для ребёнка то, что он растёт и развивается в доброжелательной атмосфере. Окрылять ребёнка надо признанием, симпатией, восхищением, улыбкой, одобрением. На примере героев хороших фильмов и книг рассуждать и убеждать детей. Сюжетно-ролевые игры, например, в больницу, помогают проявлять сочувствие, эмоциональную поддержку, создать психологический комфорт и защищённость. 

С рождения образовывают детей, а вот привить эмпатию для многих родителей очень сложно. Первый институт взаимоотношений – это дом. А он сегодня ослабевает. Родители увлечены карьерой либо собой, упускают момент. Состоявшаяся семья – это семья, где царит климат доверительных отношений, психологический комфорт и защищённость. А мы сейчас нередко видим, что эмпатия на уровне оптимизма, веры и мужества слабеет с каждым днём, царит негатив, льющийся из сети, из телеэфира. Родители перестали делиться между собой радостями, радоваться за детей, обсуждать проблемы ребёнка. Трудные дети – это результат семейных травм, недостатка родительской любви, конфликтов в семье, непоследовательности в воспитании. Ведь дети как губки впитывают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения. Эмпатия возникает и формируется только при общении и взаимодействии. Ребёнок – отражение семейных отношений, и только личный пример станет эффективным методом воспитания. Только взрослый может создать комплекс чувств для успешного воспитания эмпатии на базе творческого воображения (чтение художественной литературы, рисования, игры, театр), сопереживания персонажам (сострадание, удивление, гнев, доброта). Важно найти моменты, когда ребёнок с удовольствием хочет поделиться своей хорошей новостью, игрушкой, чем-то вкусным. Ребёнок должен получать огромную радость от того что другому человеку приятно. И нашими педагогами, воспитателями постоянно отрабатываются моменты радости, благодарности за добрые дела, за помощь друг другу. 

Елена ВЕНГЕРСКАЯ,
педагог высшей категории, руководитель образовательного центра «Ак ерке»,
г. Костанай

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.