Часто, в свете последних реформ образования, раз за разом слышу, как наши учителя объявляют себя жертвой сложившихся обстоятельств: жертвой высокой нагрузки несмотря на ряд принятых мер, жертвой низкой оплаты, жертвой невысокого престижа профессии среди общественности и таких жертв, поверьте, много. Так вот, хотелось бы немного порассуждать об этом.
Несмотря на все «жертвоприношения», а история поразительным образом раз за разом доказывает, что даже в самые нелёгкие времена есть учителя и педагогические коллективы, которые учат детей интересно, увлечённо, эффективно, не обращая внимания ни на что. Давайте разберёмся, почему так происходит?
У Стива Кови есть идея про круг забот и круг влияния. Круг забот – это то, о чём мы переживаем день ото дня, но ничего поделать с этим не можем. Это законы, «плохие родители», невысокий престиж профессии и др. А есть круг влияния – всё, что прямо и косвенно подвластно нашему контролю. Сюда относим и качество уроков, наше настроение, наш профессионализм и многое другое. Так вот, так называемы «жертвы» постоянно находятся в круге забот, то есть волнуются из-за внешних факторов. Ответственность начинается в тот момент, когда человек начинает действовать в круге влияния, мы стараемся изменить то, на что можем повлиять. Так вот, уважаемые администраторы и педагоги, проведите такой эксперимент в следующий раз, когда вы будете говорить про школу, проследите, где находитесь вы и ваш коллектив: в круге забот или в круге влияния.
Коллектив Тогузакской школы, могу с уверенностью сказать, находится в круге влияния. А когда меняется образ жизни людей, с которыми мы связаны социально, меняемся и мы. Волнообразный эффект нашего окружения является заразным и влияет на нас гораздо больше, чем мы думаем. Данная схема применяется и в профессиональной сфере в рамках распространения навыков и поведенческих установок. Когда хотя бы один учитель загорается педагогической идеей, эффект расходится по всей организации, как круги по воде после падения камня. Всё, о чем буду говорить, основано на собственных наблюдениях и исследованиях в рамках педагогического коллектива, которым я руковожу на протяжении 11 лет.
Получается так, что каждый учитель в школе отвечает не только за свои действия и умения, но и косвенно за весь коллектив. Каждый из нас, не подозревая, влияет на других самим фактом своего существования. Любой учитель, который внимательно относится к своей работе, в той или иной степени заражает своим отношением коллег. Сразу оговорюсь, потребуется не один год, если хотите сформировать высокопрофессиональный коллектив, нацеленный на профессиональное развитие.
В современной школе довольно сложно говорить про повышение качества преподавания. Иногда кажется, что педагогику всё чаще изгоняют из школы, её место занимают отчёты, проблемы материальной и технической оснащённости, запросы контролирующих органов и т.д. Внешняя среда изменилась не в лучшую сторону, дети менее внимательны и сконцентрированы, бюрократический контроль всё сложнее и изощрённее, с родителями всё труднее разговаривать. Но во все времена, не забывайте, есть те самые коллективы, которые действуют, меняются, те коллективы, которые находятся в зоне влияния. Любое существенное изменение (в школе и за её пределами) начинается с принятия ответственности за происходящее. С одного учителя, который стал внимательнее к своим урокам и к тому, как дети учатся. С директора, который начал больше внимания обращать на ту самую педагогику, а не на ремонт (хотя всё это может идти параллельно). С заместителя, который не поленился организовать продуманное взаимное наблюдение за уроками. Самое главное, вне зависимости от текущей ситуации наша с вами задача найти приёмы и идеи в рамках улучшения своей деятельности. Помните! Изменения в одном педагоге могут привести к цепочке маленьких и больших преобразований вокруг.
С чего начать, спросите вы? В первую очередь выстроите систему наблюдения за уроками. Почему это важно? Взаимное посещение и их обсуждение – это наиболее эффективная стратегия повышения качества. Присутствие на уроке другого человека, внимательное наблюдение не только за тем, что делает учитель, а скорее за тем, как учатся дети, позволяют делать преподавание эффективнее. А помогут в этом высокоэффективные и апробированные методики «Педагогические туры», «Кураторская методика», «Быстрые свидания учителей», «Исследование в действии», «Исследование урока», «Коучинги учителей», «Профессиональные сообщества учителей». Кто проходил не ради галочки, знает, что если это система, значит эффективно. Вот здесь важно разделять слова «хороший» и «эффективный». Эффективность – это когда в результате учительских взаимодействий в лучшую сторону меняются ученики.
Следующий не менее важный аспект – анализ педагогической практики, который позволяет сделать школу эффективнее. Часто, даже если в школе принята практика анализа урока, она проходит не очень продуктивно. Этому есть причины: наблюдающий даёт обратную связь в стиле «нравится» или «не нравится»;часто присутствующие указывают на огромное количество существенных и несущественных деталей, поэтому учитель не понимает, что действительно ему нужно улучшить; акцент делается на педагоге, ведущем урок, а не на том, как учатся дети. Здесь можно рассмотреть множество вариантов стратегий, таких как «Эффект Пигмалиона», «Равные шансы на обучение», «Равные возможности для обучения», «Время для размышлений», «Индивидуальная помощь и внимание» и др. Задать ряд вопросов относительно активной деятельности учеников, обратная связь, похвала и выражение одобрения… Проблем великое множество, нужно дать возможность обратить на них внимание.
Немаловажным фактором является развитие лидерства. Сложно внедрить изменения в школе, если в ней нет тех, кто ведёт за собой, кто поддерживает изменения. Как найти лидера, как подобрать тех, кто помогает другим, кто продуктивно совершенствуется? Вот несколько способов, как вычислить потенциальных модераторов, кураторов и лидеров в коллективе. При помощи интуитивного выбора (им администраторы пользуются чаще всего) применить методику социометрии, психологические тесты, иногда они вам могут указать на скрытый потенциал ваших сотрудников, обязательно игровые методики. А развитие лидерства – это отдельная тема, очень интересная и продуктивная, особенно для руководства школы.
И самое, пожалуй, главное: школа должна иметь систему целей и ценностей. Это ценно, если в процесс постоянных улучшений вовлечена вся школа. Что важно здесь? Научиться ставить умные цели, определять критерии и их достижения – всё это важно и, пожалуй, связано с работой конкретного педагога. Но чтобы повернуть всю школу к идее педагогической эффективности, не хватает разве что свода общих целей всей школы, предлагаю назвать это «Педагогический свод школы». Вот здесь дам важный совет: придумывайте и продумывайте уникальное название для документа в своей школе. Название документа – это тоже часть организационной культуры. Программа развития нашей школы носит название «Школа позитивных перемен», и это не просто название, это основной концепт наших действий, наш дальнейший курс. Если же вы всё-таки не готовы к, безусловно, трудоёмкой работе по осмыслению ценностей, можно начинать с применения конкретных идей, технологий, которые помогут запустить изменения и размышления о пути школы.
Помните лишь об одном: изменения заразны. Поэтому я желаю вам заразиться положительными идеями и запустить вирус постоянного улучшения в школе!
Татьяна ЛЕВАНОВА,
директор Тогузакской ОШ, Карабалыкский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.