Вирус постоянных улучшений в школе

Выпуск - №16(564)   :   28.04.2023
804

Часто, в свете последних реформ образования, раз за разом слышу, как наши учителя объявляют себя жертвой сложившихся обстоятельств: жертвой высокой нагрузки несмотря на ряд принятых мер, жертвой низкой оплаты, жертвой невысокого престижа профессии среди общественности и таких жертв, поверьте, много. Так вот, хотелось бы немного порассуждать об этом. 

Несмотря на все «жертвоприношения», а история поразительным образом раз за разом доказывает, что даже в самые нелёгкие времена есть учителя и педагогические коллективы, которые учат детей интересно, увлечённо, эффективно, не обращая внимания ни на что. Давайте разберёмся, почему так происходит?

У Стива Кови есть идея про круг забот и круг влияния. Круг забот – это то, о чём мы переживаем день ото дня, но ничего поделать с этим не можем. Это  законы, «плохие родители», невысокий престиж профессии и др. А есть круг влияния – всё, что прямо и косвенно подвластно нашему контролю. Сюда относим и качество уроков, наше настроение, наш профессионализм и многое другое. Так вот, так называемы «жертвы» постоянно находятся в круге забот, то есть волнуются из-за внешних факторов. Ответственность начинается в тот момент, когда человек начинает действовать в круге влияния, мы стараемся изменить то, на что можем повлиять. Так вот, уважаемые администраторы и педагоги, проведите такой эксперимент в следующий раз, когда вы будете говорить про школу, проследите, где находитесь вы и ваш коллектив: в круге забот или в круге влияния. 

Коллектив Тогузакской школы, могу с уверенностью сказать, находится в круге влияния. А когда меняется образ жизни людей, с которыми мы связаны социально, меняемся и мы. Волнообразный эффект нашего окружения является заразным и влияет на нас гораздо больше, чем мы думаем. Данная схема применяется и в профессиональной сфере в рамках распространения навыков и поведенческих установок. Когда хотя бы один учитель загорается педагогической идеей, эффект расходится по всей организации, как круги по воде после падения камня. Всё, о чем буду говорить, основано на собственных наблюдениях и исследованиях в рамках педагогического коллектива, которым я руковожу на протяжении 11 лет. 

Получается так, что каждый учитель в школе отвечает не только за свои действия и умения, но и косвенно за весь коллектив. Каждый из нас, не подозревая, влияет на других самим фактом своего существования. Любой учитель, который внимательно относится к своей работе, в той или иной степени заражает своим отношением коллег. Сразу оговорюсь, потребуется не один год, если хотите сформировать высокопрофессиональный коллектив, нацеленный на профессиональное развитие.

В современной школе довольно сложно говорить про повышение качества преподавания. Иногда кажется, что педагогику всё чаще изгоняют из школы, её место занимают отчёты, проблемы материальной и технической оснащённости, запросы контролирующих органов и т.д. Внешняя среда изменилась не в лучшую сторону, дети менее внимательны и сконцентрированы, бюрократический контроль всё сложнее и изощрённее, с родителями всё труднее разговаривать. Но во все времена, не забывайте, есть те самые коллективы, которые действуют, меняются, те коллективы, которые находятся в зоне влияния. Любое существенное изменение (в школе и за её пределами) начинается с принятия ответственности за происходящее. С одного учителя, который стал внимательнее к своим урокам и к тому, как дети учатся. С директора, который начал больше внимания обращать на ту самую педагогику, а не на ремонт (хотя всё это может идти параллельно). С заместителя, который не поленился организовать продуманное взаимное наблюдение за уроками. Самое главное, вне зависимости от текущей ситуации наша с вами задача найти приёмы и идеи в рамках улучшения своей деятельности. Помните! Изменения в одном педагоге могут привести к цепочке маленьких и больших преобразований вокруг. 

С чего начать, спросите вы? В первую очередь выстроите систему наблюдения за уроками. Почему это важно? Взаимное посещение и их обсуждение – это наиболее эффективная стратегия повышения качества. Присутствие на уроке другого человека, внимательное наблюдение не только за тем, что делает учитель, а скорее за тем, как учатся дети, позволяют делать преподавание эффективнее. А помогут в этом высокоэффективные и апробированные методики «Педагогические туры», «Кураторская методика», «Быстрые свидания учителей», «Исследование в действии», «Исследование урока», «Коучинги учителей», «Профессиональные сообщества учителей». Кто проходил не ради галочки, знает, что если это система, значит эффективно. Вот здесь важно разделять слова «хороший» и «эффективный». Эффективность – это когда в результате учительских взаимодействий в лучшую сторону меняются ученики. 

Следующий не менее важный аспект – анализ педагогической практики, который позволяет сделать школу эффективнее. Часто, даже если в школе принята практика анализа урока, она проходит не очень продуктивно. Этому есть причины: наблюдающий даёт обратную связь в стиле «нравится» или «не нравится»;часто присутствующие указывают на огромное количество существенных и несущественных деталей, поэтому учитель не понимает, что действительно ему нужно улучшить; акцент делается на педагоге, ведущем урок, а не на том, как учатся дети. Здесь можно рассмотреть множество вариантов стратегий, таких как «Эффект Пигмалиона», «Равные шансы на обучение», «Равные возможности для обучения», «Время для размышлений», «Индивидуальная помощь и внимание» и др. Задать ряд вопросов относительно активной деятельности учеников, обратная связь, похвала и выражение одобрения… Проблем великое множество, нужно дать возможность обратить на них внимание.

Немаловажным фактором является развитие лидерства. Сложно внедрить изменения в школе, если в ней нет тех, кто ведёт за собой, кто поддерживает изменения. Как найти лидера, как подобрать тех, кто помогает другим, кто продуктивно совершенствуется? Вот несколько способов, как вычислить потенциальных модераторов, кураторов и лидеров в коллективе. При помощи интуитивного выбора (им администраторы пользуются чаще всего) применить методику социометрии, психологические тесты, иногда они вам могут указать на скрытый потенциал ваших сотрудников, обязательно игровые методики. А развитие лидерства – это отдельная тема, очень интересная и продуктивная, особенно для руководства школы.

И самое, пожалуй, главное: школа должна иметь систему целей и ценностей. Это ценно, если в процесс постоянных улучшений вовлечена вся школа. Что важно здесь? Научиться ставить умные цели, определять критерии и их достижения – всё это важно и, пожалуй, связано с работой конкретного педагога. Но чтобы повернуть всю школу к идее педагогической эффективности, не хватает разве что свода общих целей всей школы, предлагаю назвать это «Педагогический свод школы». Вот здесь дам важный совет: придумывайте и продумывайте уникальное название для документа в своей школе. Название документа – это тоже часть организационной культуры. Программа развития нашей школы носит название «Школа позитивных перемен», и это не просто название, это основной концепт наших действий, наш дальнейший курс. Если же вы всё-таки не готовы к, безусловно, трудоёмкой работе по осмыслению ценностей, можно начинать с применения конкретных идей, технологий, которые помогут запустить изменения и размышления о пути школы.

Помните лишь об одном: изменения заразны. Поэтому я желаю вам заразиться положительными идеями и запустить вирус постоянного улучшения в школе!

Татьяна ЛЕВАНОВА,
директор  Тогузакской ОШ, Карабалыкский район

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4