В Костанайском филиале «Өрлеу» состоялась международная научно-практическая онлайн-конференция «Воспитание человека в эпоху глобальных перемен: ценности, подходы и проблемы».
19 апреля Костанайский филиал «Өрлеу» стал центром притяжения широкого круга педагогов от начинающих до докторов наук. Всех их объединил общий интерес к теме воспитания подрастающего поколения. Поскольку на фоне повышенного внимания педагогов всех уровней образования к вопросам развития функциональной грамотности, критического мышления и других важных навыков всё чаще упускается из виду воспитательный аспект образования, передовые педагоги страны и зарубежья выражают обеспокоенность судьбой молодого поколения, проблемой формирования его морально-нравственных устоев. Поэтому тема конференции, организованной Костанайским филиалом «Өрлеу», нашла отклик у широкого круга педагогической общественности.
Всего для участия в конференции было подано более 140 заявок. Конечно, выслушать всех желающих было невозможно. Поэтому для выступлений были отобраны наиболее интересные доклады. Конструктивный диалог учёных-педагогов и практиков был организован в рамках работы двух секций и пленарного заседания.
На секционных заседаниях педагоги из разных регионов Казахстана обменялись мнениями о секретах достижения успеха в воспитании подрастающего поколения, раскрыли воспитательный потенциал народной педагогики и проектно-исследовательской деятельности, обсудили вопросы формирования полиэтнической культуры и самовоспитания школьников, познакомились с опытом воспитания детей в рамках предметов школьной программы, рассмотрели особенности организации воспитательной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а также вопросы привлечения к процессу воспитания родителей.
Особое внимание было уделено духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. На секции, работающей в этом направлении, участники конференции поделились своим опытом использования социального партнёрства в процессе реализации воспитательных задач по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, затронули вопросы воспитания посредством краеведческой работы, казахстанского художественного кино, музейного пространства и других эффективных инструментов, применяемых на практике.
Пленарное заседание конференции получилось ещё более насыщенным и разнообразным. В нём участвовали отечественные и зарубежные учёные, педагоги-практики. Главный эксперт НАО им. Ы.Алтынсарина (г. Астана) Балабек Сактаганов поприветствовал участников конференции и задал тон будущим выступлениям.
На конференции особый акцент был сделан на фигуре педагога как воспитателя. И это неслучайно. Ведь именно педагог становится проводником в мире ценностей, создавая в сознании воспитанников яркие маячки, на которые они ориентируются, выбирая свою линию поведения в круговороте жизненных событий и обстоятельств. Чаще всего таким педагогом выступает классный руководитель. Тесно взаимодействуя с классом на протяжении многих лет, он учит детей жить в коллективе, дружить, общаться. Рассуждая о роли педагога в воспитании, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Алексей Кисляков посвятил свой доклад теме развития профессионального мастерства педагога как воспитателя в условиях современной школы, а доктор педагогических наук, профессор кафедры методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления (Московская область) Михаил Нечаев рассказал участникам конференции об управлении развитием института классного руководства.
Неподдельный интерес слушателей вызвало динамичное выступление доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики, психологии и здоровьесбережения Института развития образования Республики Башкортостан (г. Уфа) Анатолия Маджуга о камертонной культуре личности, которая, выражая исторический опыт человечества, создаёт основу духовно-нравственного развития человека третьего тысячелетия, даёт подрастающему поколению жизненные ориентиры, формирующие основу их взаимодействия с природой и обществом.
Вообще, тема духовно-нравственного и культурного воспитания проходила красной нитью по всей конференции. О важном аспекте приобщения детей и юношества к истории и культуре родного народа, его нравственным идеалам посредством изучения наследия предков, тех, кто внёс особый вклад в сохранение и развитие духовного потенциала нации, кого называют просветителями и учителями нации, участникам конференции рассказала заместитель декана по воспитательной работе Южно-Казахстанского государственного педагогического университета (г. Шымкент) Асылзат Токтасынова. Продолжила тему развития духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения посредством культурно-исторической среды кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе Минского городского института развития образования (Республика Беларусь) Людмила Воронецкая, поделившись опытом работы своей организации в этом направлении.
Интересный аспект воспитательной работы – педагогическое волонтёрство осветила в своем выступлении доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону) Лилия Горюнова. Из её выступления стало понятно, что педагогическое волонтёрство несёт в себе богатый воспитательный потенциал, не только способствуя решению отдельных воспитательных задач, но и являясь важным фактором формирования инклюзивной культуры.
Выступления учёных-педагогов удачно дополнили практики: старший преподаватель филиала АО «НЦПК «Өрлеу» Республиканский институт профессионального развития (г. Алматы) Гүлжанат Байболова, учитель математики и информатики гимназии №17 г. Актобе Елена Закиржанова и учитель начальных классов школы-гимназии № 18 г. Костаная Жанат Кужубаева.
В целом конференция позволила осмыслить опыт педагогов, выявить в нём то важное и рациональное, что необходимо для трансформации системы воспитания в условиях усиливающегося влияния цифровых технологий на все сферы нашей жизни. Разнообразие тем и широкий круг спикеров, включающий и теоретиков, и практиков, и исследователей, позволил каждому участнику конференции открыть для себя что-то новое и интересное, вдохновиться прогрессивными идеями для воспитания молодого поколения.
Татьяна БИЗИКОВА,
методист филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области»
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.