Выполняя госзаказ, делаем ставку на качество

Выпуск - №15(563)   :   21.04.2023
480

Для института профессионального развития по Костанайской области 2023 год особенный: мы начали 75 сезон повышения квалификации педагогических работников школ области. 

75 лет в этой системе, согласитесь, – это большой срок. За семь с лишним десятилетий не одно поколение учителей повысило своё педагогическое мастерство на площадках нашего института. И вот уже 11 лет институт реализует свою деятельность в статусе филиала Национального центра повышения квалификации «Өрлеу». Именно эти годы стали особенно важными для системы повышения квалификации в плане переформатизации и обновления всех процессов, формирования стратегии, политики, целей и задач в области обеспечения качества образовательной деятельности. 

Реализация политики обеспечения качества, её постоянное развитие и совершенствование является важной стратегической задачей, которая отражена в нашем видении: в системе образования Казахстана работают грамотные педагоги и лидеры образования, которые оказывают решающее влияние на рост учебных достижений и грамотное развитие обучающихся. И наша миссия – обеспечить высокое качество непрерывного профессионального развития педагогов, что бесспорно скажется на повышении качества образования в целом и позволит нам иметь высокий уровень конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

«Өрлеу» как крупнейший провайдер повышения квалификации, осуществляет реализацию государственного заказа по повышению квалификации педагогов. За последние два года произошли изменения в направлении курсовой подготовки и содержания курсов повышения квалификации. Разработка практикоориентированных и таргетированных программ профессионального развития педагогов стала нашим стратегическим приоритетом. Это потребовало выработки новых подходов к данному процессу. Все образовательные программы разрабатываются с использованием педагогического дизайна и обратного дизайна. Сопровождающие их учебно-методические комплексы строятся на основе модели 4С, нацеленной на результат обучения: обучающие задачи, сопровождающая информация, конкретная практика и разработка фрагментов уроков, научно-теоретическая практика. В целом, образовательные программы направлены на проблемно-ориентированное обучение. 

Повышению качества разработки образовательных продуктов и повышения компетенции способствует постоянное обучение тренерского состава и методистов. Прежде чем стать основой курса повышения квалификации педагогов каждая программа проходит несколько уровней обеспечения качества. На уровне разработки это исследования потребностей педагогов в профессиональном развитии и диагностика их профессиональных затруднений. Мы изучаем и анализируем международный опыт, данные Национального квалификационного теста, работаем с фокус-группами, проводим опросы, анализируем и делаем выводы. Далее идёт уровень внутренней экспертизы, проведение трёхступенчатой процедуры оценки в экспертных советах филиалов, республиканском учебно-методическом совете и комитете образовательных программ, где анализируются на предмет соответствия структура, содержание модулей, ресурсное обеспечение образовательных программ. И завершающий этап реализуется на уровне внедрения, отслеживается эффективность реализации образовательных программ на курсах повышения квалификации экспертами, разработчиками образовательных программ, входящими в состав экспертной группы по посещению занятий и оцениванию качества преподавательской деятельности.
В этом году мы впервые проводим курсы в новом формате – один раз в три года. И это возлагает на нас дополнительные задачи как в плане обновления, так и в разработке новых программ. Ведь количество педагогов, которые пройдут наши курсы повышения квалификации, увеличилось почти вдвое. И надо отметить, что мы подготовились к этому. Сегодня нами разработаны 122 новые программы. Мы планируем, что наши курсы пройдут 2750 педагогов-предметников. 

Вот уже второй год, руководители школ (225) проходят повышение квалификации на базе нашего института, в прошлые годы они проходили курсы повышения квалификации в Алматы. Ежегодно хороший госзаказ выделяется на профессиональное развитие педагогов малокомплектных школ: 300 учителей МКШ повысят свою квалификацию. Кроме этого, воспитатели и методисты детских садов, учителя по глобальным компетенциям, воспитатели интернатных учреждений, наставники и другие категории педагогов получат возможность для обучения в рамках государственного заказа. 

Для повышения качества обучения наших слушателей внесены изменения в систему оценивания, которая применяется на курсах повышения квалификации по предметным компетенциям и включает диагностическое и итоговое тестирование. Диагностическое тестирование, оценивание начального уровня предметных компетенций педагогов по изучаемым темам проводится в начале курса и не влияет на итоговую оценку. Итоговое же тестирование проводится по завершению обучения и является частью итоговой оценки. Итоговая оценка за курс формируется из трёх составляющих: итоги тестирования, посещаемость и активность слушателя на занятиях. И только при успешном выполнении всех трёх показателей выдаётся сертификат о повышении квалификации. 

С этого года, мы возобновили выдачу приложения к сертификату, где указаны количество часов по модулям и итоговый балл. И самое главное, нами предприняты меры по защите наших сертификатов, теперь каждый сертификат содержит QR-код, который позволит установить его принадлежность и оригинальность.

Изменились наши подходы и к посткурсовому сопровождению педагогов. Формы посткурсового сопровождения будут дифференцированы в соответствии с квалификационными категориями педагогов и предполагают реализацию изученного через такие исследования, как Lesson study, Аction Researh, Learning study, научные проекты. В течение одного года после обучения на курсах повышения квалификации педагоги будут находиться на постоянной связи с нами, работать над своими исследованиями, демонстрировать открытые занятия в соответствии с разработанным совместно с тренером института индивидуальным планом.

Переформатирование посткурсового сопровождения предполагает дальнейшее профессиональное развитие и повышение исследовательского потенциала педагогов, направленного на развитие коллаборативности и распространение результатов собственной практики, что в итоге повлияет на достижения обучающихся.

В чём ещё особенность курсов повышения квалификации? Два года пандемии и дистанционной изоляции заставили нас по-особому оценить все возможности для взаимодействия в организации образовательной среды профессионального развития педагогов. Мы стараемся создать условия для их информального образования. 30 и более процентов занятий мы проводим на базе организаций образования, культуры, вузов в соответствии с темой самих занятий, повышая тем самым их практикоориентированность. 

Хотела бы обратить внимание педагогической общественности области, что деятельность Костанайского филиала строится в формате «Дом учителя». Приезжая на курсы, преподаватели имеют возможность получить помощь по всем вопросам и проблемам, которые они испытывают в своей педагогической деятельности. С этой целью в самом начале обучения мы проводим исследование дополнительных потребностей педагогов. Для решения более глобальных и актуальных для педагогов вопросов в практике института стало нормой проведение стратегических сессий в формате публичных лекций, «Часа правовых знаний» и приёма по личным вопросам руководителей управления образования, департамента по обеспечению качества в сфере образования и ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области». Планируем проведение телемостов и круглых столов.

Одним из достижений, я бы сказала, основным показателем этого года, считаем прохождение международной аккредитации. Мы будем первой организацией в истории повышения квалификации нашей страны, которая проходит её не на уровне аккредитации отдельных программ, а проходит 
институциональную аккредитацию, цель которой – определение соответствия структуры и деятельности организации требованиям, предъявляемым к обучению и исследованию академическим и научным стандартам. Получение международного сертификата прохождения аккредитации – это не только признание наших достижений на международном уровне, это, прежде всего, признание соответствия нашей образовательной деятельности внешней гарантии качества в соответствии с европейскими стандартами и рекомендациями.

Марионелла СЛЕСАРЬ,
директор Костанайского филиала АО «НЦПК «Өрлеу»

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.