Для привития любви к чтению

Выпуск - №45(492)   :   17.11.2021
223

В Казахстане дан старт проекту «Читающая школа – читающая нация». Для нас, учителей начальных классов, всегда было важна читательская грамотность учащихся. 

Во все времена чтению с первых классов уделялось большое значение. Перед нами были требования норм техники чтения, которые мы всегда старались перевыполнить. В традиционном формате мы следили за скорочтением, за правильным произношением, выразительностью. Современный формат обучения требует понимания, осознанности, развития критического мышления. Хочу поделиться формами работы на уроках по повышению качества чтения, которые применяю в повседневной работе. Все эти методы известны опытным педагогам, но для молодых учителей будет нелишним попробовать применить.

Для повышения интереса к чтению применяю на уроках литературного чтения соревнования по рядам, по группам. Особенно это лучше проводить при изучении стихотворений. По строчке читают по очереди каждый ряд или группа. Требования проговариваю перед чтением: выразительность, дружное хоровое чтение, все читают, не отстают. Ориентир на среднего ученика. При таком чтении слабомотивированные ребята стараются не сбиться с ритма, вместе начать и закончить текст. Потом выслушиваем комментарии, кто же соответствовал требованиям, поздравляем. Такое чтение проходит на позитивной волне, дети не устают, читают с азартом. После такого прочтения, детям лучше запоминается стихотворение.

Для понимания прочитанного текста провожу творческие задания, об одном расскажу подробно. На уроках закрепления работаем по созданию диафильма по инструкции. На доске чертим шаблон, детям раздаю небольшие полоски бумаги, складываем гармошкой. Получается книжка-раскладушка. Делаем небольшие книжки, так как большие размеры пугают ребеёнка и вводит его в растерянность: как я выполню такое большое задание. На шаблоне распределяю страницы, на первой странице делают титульный лист, пишут автора и название произведения. На следующей странице выписывают или рисуют героев произведения. Затем ключевые сюжеты, характеристика героев, на последней отвечают на вопрос, чему учит произведение. Таким образом дети запоминают автора, название, героев, тему и основную мысль произведения. Учатся искать информацию по тексту. По завершении презентуют свои работы. Всех обязательно поздравляю! Потом в дружеской форме идёт обсуждение и комментирование, как улучшить работу. Обращаю внимание на неточности, достоверности фактов.

На всех уроках по всем предметам обращаю внимание на тексты. Пишу на доске два, три вопроса по тексту, найти ответы в тексте. Обращаю внимание на конкретный полный ответ. Такие задания способствуют внимательному прочтению, пониманию текста. После выслушанных ответов делаем выводы и рекомендации.

На больших переменах дети посещают школьную библиотеку. Показывают и рассказывают, какие книги выбирают, чем привлекла их внимание та или иная книга. Библиотека пополнилась новыми красочными книгами для младших школьников.

Большим подспорьем становится и геймификация, когда игровые правила используют для достижения образовательных целей. Другими словами, за счёт игры мы делаем скучные задания интересными, избегаемое – желанным, а сложное – простым. Игровые технологии всегда присутствовали в работе учителя начальных классов. Сейчас добавились современные инструменты, цифровые технологии, мобильные приложения. 

Многие опытные коллеги, прочитав статью возможно не найдут ничего нового для себя (привела примеры из многочисленных форм работы), но я решила напомнить ещё раз, что от нас зависит культура поведения и воспитания подрастающего поколения. Молодым коллегам статья возможно навеет какие-то свои идеи и мысли, мотивирует на поиски и решения важной задачи привития детям любви к чтению.
 

Балдырган ТУРЕТАЕВА,
учитель начальных классов Карасуской ОШ

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".