Формирование экологической грамотности школьников

Выпуск - №1(649)   :   10.01.2025
300

image

Изучение устойчивого развития на уроках географии представляет собой важный образовательный приоритет в современном мире, поскольку оно обеспечивает формирование у обучающихся экологической и социальной ответственности, а также навыков рационального использования ресурсов.
Продолжительное развитие глобальной экономики, ориентированное исключительно на получение максимальной прибыли при минимальных затратах, без учёта других базовых принципов привело к значительному ухудшению экологической, социальной и духовной обстановки. Устойчивое развитие – это концепция, которая направлена на удовлетворение текущих потребностей человечества без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.
На своих уроках я регулярно обсуждаю вопросы, связанные с концепцией устойчивого развития. Для лучшего понимания учащимися возникающих проблем, привожу примеры, связанные с ситуациями в Казахстане, особенно в Костанайской области, а также актуальные мировые проблемы, которые имеют значение на момент изучения темы.
При изучении гидросферы учащиеся анализируют проблему загрязнения реки Тобол, предлагая способы очистки и рационального использования водных ресурсов. Они обсуждают практические действия, которые могут предпринять самостоятельно, такие как уборка мусора после отдыха на пляже; экономия воды, например, выключение крана при чистке зубов; использование многоразовых бутылок и сумок вместо одноразовых.
При изучении атмосферы обязательно обсуждается качества воздуха. Для более глубокого понимания важности темы рассматриваются события, которые происходили в реальности в недавнее время. К примеру, разбиралась ситуация в Восточном Казахстане в ноябре 2024 года, когда город Усть-Каменогорск утопал в густом смоге.
Изучая литосферу, учащиеся узнают о технологиях восстановления нарушенных территорий (например, рекультивация земель), обсуждают меры по сохранению плодородия почв. Детьми рассматриваются проблемы с почвой, возникшие ещё во время освоения целины. Учащиеся анализируют проблему опустынивания степных земель в Костанайской области. Им предлагается найти примеры территорий, где активно восстанавливаются почвы, а также рассмотреть использование технологии орошения и органического земледелия
На уроках, посвящённых биосфере, дети узнают о важности сохранения биоразнообразия и взаимосвязи всех компонентов экосистем. Они учатся строить цепочки изменений, которые произойдут, если одно из звеньев пропадёт, например, какие будут последствия исчезновения комаров. Также ученики узнают о том, что нельзя срывать незнакомые растения, находясь на природе, так как они могут оказаться на грани исчезновения
Задача учителей географии – воспитать экологически грамотных граждан, которые будут заботиться о родной земле. Интеграция вопросов устойчивого развития в школьный курс географии – это не просто образовательная стратегия, а вклад в общее благополучие и сохранение природы Казахстана.

Динара ЖАМАНТАЕВА,
учитель географии ОШ №5 им. Б.Момышулы, г. Костанай

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4