Формирование экологической грамотности школьников

Выпуск - №1(649)   :   10.01.2025
259

image

Изучение устойчивого развития на уроках географии представляет собой важный образовательный приоритет в современном мире, поскольку оно обеспечивает формирование у обучающихся экологической и социальной ответственности, а также навыков рационального использования ресурсов.
Продолжительное развитие глобальной экономики, ориентированное исключительно на получение максимальной прибыли при минимальных затратах, без учёта других базовых принципов привело к значительному ухудшению экологической, социальной и духовной обстановки. Устойчивое развитие – это концепция, которая направлена на удовлетворение текущих потребностей человечества без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.
На своих уроках я регулярно обсуждаю вопросы, связанные с концепцией устойчивого развития. Для лучшего понимания учащимися возникающих проблем, привожу примеры, связанные с ситуациями в Казахстане, особенно в Костанайской области, а также актуальные мировые проблемы, которые имеют значение на момент изучения темы.
При изучении гидросферы учащиеся анализируют проблему загрязнения реки Тобол, предлагая способы очистки и рационального использования водных ресурсов. Они обсуждают практические действия, которые могут предпринять самостоятельно, такие как уборка мусора после отдыха на пляже; экономия воды, например, выключение крана при чистке зубов; использование многоразовых бутылок и сумок вместо одноразовых.
При изучении атмосферы обязательно обсуждается качества воздуха. Для более глубокого понимания важности темы рассматриваются события, которые происходили в реальности в недавнее время. К примеру, разбиралась ситуация в Восточном Казахстане в ноябре 2024 года, когда город Усть-Каменогорск утопал в густом смоге.
Изучая литосферу, учащиеся узнают о технологиях восстановления нарушенных территорий (например, рекультивация земель), обсуждают меры по сохранению плодородия почв. Детьми рассматриваются проблемы с почвой, возникшие ещё во время освоения целины. Учащиеся анализируют проблему опустынивания степных земель в Костанайской области. Им предлагается найти примеры территорий, где активно восстанавливаются почвы, а также рассмотреть использование технологии орошения и органического земледелия
На уроках, посвящённых биосфере, дети узнают о важности сохранения биоразнообразия и взаимосвязи всех компонентов экосистем. Они учатся строить цепочки изменений, которые произойдут, если одно из звеньев пропадёт, например, какие будут последствия исчезновения комаров. Также ученики узнают о том, что нельзя срывать незнакомые растения, находясь на природе, так как они могут оказаться на грани исчезновения
Задача учителей географии – воспитать экологически грамотных граждан, которые будут заботиться о родной земле. Интеграция вопросов устойчивого развития в школьный курс географии – это не просто образовательная стратегия, а вклад в общее благополучие и сохранение природы Казахстана.

Динара ЖАМАНТАЕВА,
учитель географии ОШ №5 им. Б.Момышулы, г. Костанай

Реклама