Искусственный интеллект – помощник учителя

Выпуск - №19(667)   :   22.05.2025
316

image

Искусственный интеллект, придя большими шагами в современный мир, занял место и в обучении русскому языку, используясь для автоматизации и оптимизации процесса изучения языка, улучшения качества обучения и упрощения проверки знаний.
Педагоги единодушно поддержали внедрение искусственного интеллекта в образование, но только в разумных масштабах. Я использовала ИИ на открытом уроке в 8 классе, посвящённом творчеству нашего земляка, поэта Павла Васильева. Для проверки домашнего задания использовала интерактивную платформу «Flippity». Эта нейросеть стимулирует подготовку всех учащихся, потому что она может выбрать любого ученика для ответа.
Урок был проведён в нестандартной форме как литературная гостиная. Неожиданным сюрпризом было для детей, когда при помощи ИИ «GIG» писатель был приглашён в литературную гостиную и сам приветствовал учеников. Дети будто наяву увидели молодого поэта и услышали его голос, что ещё больше вызвало интерес к казахстанскому писателю и стимулировало их к изучению творчества земляка.
Для активизации самостоятельной работы учащихся мною были использованы на уроке известные приёмы «Паспорт героя», а
 «Таблицу-синтез» применила для закрепления материала, чтобы повысить прочность усвоения урока и для анализа оценки уровня подготовки каждого учащегося. Платформа «Joytekа» ускорила процесс обучения, в частности получение обратной связи, за счёт быстрой автоматической проверки заданий. За считаные секунды, используя кьюар-код, каждый ученик ответил на вопросы теста и увидел на экране доски вместе с учителем свою оценку. Урок завершился на позитивной ноте стратегией «ПОПС-формула», где каждый выразил своё мнение по прошедшему уроку и подсчитал свои достижения.
Использование искусственного интеллекта в обучении русскому языку, несомненно, предоставляет большие возможности для создания персонализированных программ, где каждый ученик получает индивидуальные задания и упражнения на основе его собственного прогресса и стартового уровня подготовки. ИИ повышает прочность усвоения материала за счёт возможности многократного повторения заданий для закрепления материала. Однако очевидны и недостатки такого обучения, которые могут включать низкую гибкость и адаптивность обучения, отсутствие межличностной коммуникации и взаимодействия, а также возможное ограничение диапазона умений и навыков, которые связаны с развитием языковых компетенций. Например, с помощью программ, созданных на основе ИИ, удобно тренировать навыки, связанные с использованием норм письменной и устной речи, однако свободная коммуникация и, в частности создание речевых произведений, требует более высокого уровня развития всех видов речевой деятельности.
ИИ может быть недостаточно точным в понимании сложных лексико-семантических нюансов русского языка, таких как синонимы, антонимы, метафоры, идиомы, функционирующие в контексте и т. д. ИИ не может понимать и применять правила грамматики и орфографии так же хорошо, как человек, основываясь на одновременном учёте различных принципов: фонетического, морфемного, семантического, морфологического. Некоторые нюансы правописания или употребления грамматических конструкций останутся для ИИ недоступными в силу ограниченности ресурсов и комбинаций, заложенных в основу его программы.
Несмотря на эти проблемы, использование ИИ в обучении русскому языку может иметь много перспектив. Русский язык – это всегда творчество, и искусственный интеллект призван разгрузить учителя, снять с его плеч бремя проверки тестов и сочинений и в то же время повысить объективность оценки. А вот с очным обучением всё сложнее, здесь машине всё ещё не угнаться за учителем. На уроках важен метод «глаза в глаза», детям, особенно на уроках литературы, нужны эмоции учителя. Искусственный интеллект способен стать помощником учителя, работая только вместе с учителем, без самого педагога даже великий и могучий искусственный интеллект перестаёт быть таковым.

Сабира ШАЯХМЕТОВА,
учитель русского языка и литературы ОШ им. Абая, г. Лисаковск

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».