Использование кейсов на уроках истории Казахстана

Выпуск - №6(654)   :   13.02.2025
482

2

Важнейшим аспектом изучения истории является не только передача фактов и дат, но и понимание контекста этих событий, их воздействия на развитие народа и страны.
Один из самых эффективных способов углублённого изучения таких событий – использование кейсов на уроках истории. Работая учителем несколько лет, я использую кейсы как важный инструмент для более глубокого и увлекательного изучения истории Казахстана. Включение артефактов, фотографий, документов и других материалов помогает создавать яркие и живые уроки, где учащиеся не просто запоминают факты, но и участвуют в процессе анализа исторических событий.
Кейсы могут быть использованы для изучения различных аспектов казахской истории и культуры, включая традиционные ремёсла, одежду, архитектуру и предметы быта народа Казахстана. Например, национальные костюмы, украшения и головные уборы могут служить отличным примером для изучения традиционной одежды. Эти предметы не только расскажут учащимся о развитии искусства и моды, но и об исторических и культурных особенностях того времени. Предметы быта дают учащимся возможность «погрузиться» в повседневную жизнь казахов. Работая с этими предметами, они учат, как жили люди в разные исторические эпохи, какие материалы использовались в быту и как это отражает развитие ремесленных традиций. Изделия из кожи, металла и дерева – наглядное свидетельство мастерства казахских ремесленников и традиций, которые сохранялись веками. Эти кейсы позволяют учащимся исследовать, как предметы быта отражают социально-экономические условия и исторический контекст.

1


В ходе работы с кейсами учащиеся могут не только изучать предметы и факты, но и развивать критическое мышление. Например, они анализируют, как различные артефакты связаны с историческими событиями и что эти предметы могут рассказать о жизни народа. Этот процесс помогает детям глубже понять не только факт, но и его значение в контексте исторического процесса, а также научиться делать выводы на основе полученных данных.
Ярким примером использования кейсов является изучение истории Костанайской железной дороги, которая проходит через село Тогузак. Строительство железной дороги в начале XX века стало решающим фактором для экономического роста города и региона. Для исследования этого важного события был разработан кейс, включающий карты маршрутов, чертежи железнодорожных станций, фотографии строительства и документы, связанные с этим процессом. Работая с такими материалами, учащиеся могут понять, как железная дорога способствовала развитию торговли, промышленности и улучшению социально-экономической ситуации в регионе.
Интересным и значимым кейсом является изучение событий Великой Отечественной войны в селе Тогузак. Множество местных жителей ушли на фронт, а женщины, дети и старики работали в тылу. Разработанный кейс включает фотографии, документы, письма фронтовиков, свидетельства местных жителей о тех трудных годах. Изучение этого кейса помогает учащимся понять, как жители села Тогузак переживали годы войны, как помогали победе и какое значение для всего народа имела Великая Отечественная война.
Не менее важным является использование кейсов для изучения Веренского бора, который был заложен в 1886 году. Этот бор стал важным объектом природоохранного значения и сыграл роль в улучшении климата региона. Кейсы, включающие исторические фотографии, документы, а также образцы растений, позволяют учащимся понять, как экологические инициативы могут влиять на развитие региона и общество в целом.
С помощью кейсов, разработанных и оформленных с помощью кьюар-кодов, учащиеся могут получить доступ к дополнительным материалам, таким как видео, архивные записи, карты и другие ресурсы, которые расширяют их понимание события. Это даёт возможность не только познакомиться с историческими фактами, но и развить исследовательские и аналитические навыки.

Елена ШТАЛЬМАН,
учитель истории Тогузакской ОШ, Карабалыкский район

Реклама

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.