Важнейшим аспектом изучения истории является не только передача фактов и дат, но и понимание контекста этих событий, их воздействия на развитие народа и страны.
Один из самых эффективных способов углублённого изучения таких событий – использование кейсов на уроках истории. Работая учителем несколько лет, я использую кейсы как важный инструмент для более глубокого и увлекательного изучения истории Казахстана. Включение артефактов, фотографий, документов и других материалов помогает создавать яркие и живые уроки, где учащиеся не просто запоминают факты, но и участвуют в процессе анализа исторических событий.
Кейсы могут быть использованы для изучения различных аспектов казахской истории и культуры, включая традиционные ремёсла, одежду, архитектуру и предметы быта народа Казахстана. Например, национальные костюмы, украшения и головные уборы могут служить отличным примером для изучения традиционной одежды. Эти предметы не только расскажут учащимся о развитии искусства и моды, но и об исторических и культурных особенностях того времени. Предметы быта дают учащимся возможность «погрузиться» в повседневную жизнь казахов. Работая с этими предметами, они учат, как жили люди в разные исторические эпохи, какие материалы использовались в быту и как это отражает развитие ремесленных традиций. Изделия из кожи, металла и дерева – наглядное свидетельство мастерства казахских ремесленников и традиций, которые сохранялись веками. Эти кейсы позволяют учащимся исследовать, как предметы быта отражают социально-экономические условия и исторический контекст.
В ходе работы с кейсами учащиеся могут не только изучать предметы и факты, но и развивать критическое мышление. Например, они анализируют, как различные артефакты связаны с историческими событиями и что эти предметы могут рассказать о жизни народа. Этот процесс помогает детям глубже понять не только факт, но и его значение в контексте исторического процесса, а также научиться делать выводы на основе полученных данных.
Ярким примером использования кейсов является изучение истории Костанайской железной дороги, которая проходит через село Тогузак. Строительство железной дороги в начале XX века стало решающим фактором для экономического роста города и региона. Для исследования этого важного события был разработан кейс, включающий карты маршрутов, чертежи железнодорожных станций, фотографии строительства и документы, связанные с этим процессом. Работая с такими материалами, учащиеся могут понять, как железная дорога способствовала развитию торговли, промышленности и улучшению социально-экономической ситуации в регионе.
Интересным и значимым кейсом является изучение событий Великой Отечественной войны в селе Тогузак. Множество местных жителей ушли на фронт, а женщины, дети и старики работали в тылу. Разработанный кейс включает фотографии, документы, письма фронтовиков, свидетельства местных жителей о тех трудных годах. Изучение этого кейса помогает учащимся понять, как жители села Тогузак переживали годы войны, как помогали победе и какое значение для всего народа имела Великая Отечественная война.
Не менее важным является использование кейсов для изучения Веренского бора, который был заложен в 1886 году. Этот бор стал важным объектом природоохранного значения и сыграл роль в улучшении климата региона. Кейсы, включающие исторические фотографии, документы, а также образцы растений, позволяют учащимся понять, как экологические инициативы могут влиять на развитие региона и общество в целом.
С помощью кейсов, разработанных и оформленных с помощью кьюар-кодов, учащиеся могут получить доступ к дополнительным материалам, таким как видео, архивные записи, карты и другие ресурсы, которые расширяют их понимание события. Это даёт возможность не только познакомиться с историческими фактами, но и развить исследовательские и аналитические навыки.
Елена ШТАЛЬМАН,
учитель истории Тогузакской ОШ, Карабалыкский район
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.