Историческое интервью как способ обучения

Выпуск - №10(658)   :   13.03.2025
308

image

Историческое интервью является одним из исследовательских методов, применяемых при изучении повседневной истории. Обращаясь к современникам через вопросы, историки обращаются к историческому сознанию тех людей, которые жили и строили нашу страну в прошлом столетии.
В Новотроицкой общеобразовательной школе ученики 7-9 классов берут исторические интервью у учителей и сотрудников школы, жителей села, ветеранов афганской войны, которые трудились и жили в советское время, сильно отличающееся от современных дней. Благодаря этому школьники узнают поколение людей с советской закалкой с другой позиции, узнают истории своей семьи и родного села, знакомятся с таким понятием, как идеология. Интервью ученики школы организовывают в форме небольших видеоподкастов на тему «История села Новотроицкое в лицах», где они задают вопросы, которые иногда могут носить и «каверзный» смысл, такие как: «Есть ли у учителей любимчики среди учеников?», «Ваши любимые книги, когда вы учились в школе?», «Кого бы из жителей села вы бы назвали выдающимися людьми?». Подкасты учеников используются в школьном радио и в социальных сетях.
Историческое интервью позволяет учащимся самостоятельно учиться формулировать вопросы, вести подкасты, вести себя перед камерой, не волноваться, направлять диалог в нужном русле. И здесь мы хотели бы привести несколько моментов из интервью с современниками советского прошлого.
Ученица 8 «Б» класса Медина Молдахметова в интервью с директором школы Еркином Альмагамбетовым задала вопрос: «Как сильно изменилась наша школа с того момента, как вы начали работать?» Ответ Еркина Жанашевича: «Я отвечу как в песне: «А я и не скрываю, что из деревни родом, скажу вам без кокетства, что этим я горжусь». Родился я в селе Енбек Комсомольского района, ныне это Карабалыкский район, но вскоре наша семья переехала в Новотроицкое, поэтому я себя считаю коренным жителем. В нашей школе я уже работаю 18 лет, и восемь лет директором. У нас было две школы, одна маленькая, одна большая 1950-х годов постройки. Ранее директором был Андрей Иванович Кремер, затем Николай Яковлевич Иванов, Василий Семёнович Севостьянов, они все были ветеранами войны. В 1982 г. построили нашу школу. Я сам учился на хорошо, но большой уклон делал на физкультуру, что и определило мою дальнейшую профессию – учитель физической культуры. В 70-е годы в селе были многодетные семьи: 8, 10, а то и 12 детей. До тысячи учеников набиралось в школе. В 80-е годы было 500-600 учащихся, в 2000-е года стало поменьше – до 300 учеников».
Ученик 9 «Б» класса Аслан Жакупов сделал интервью с педагогом-организатором Раисом Губайдулиным: «Раис Шакирович, сколько лет вы работаете в нашей школе? И какие лучшие директора, по вашему мнению, были в нашей школе?» «Работаю с 1982 года, получается 42 года. Лучшими директорами я считаю Василия Семёновича Севостьянова, Вячеслава Георгиевича Осипова. Раньше село было большое, было много предприятий, животноводство, строительный участок. Здесь был совхоз Магнайский».
Ученица 9 «Б» класса Нурсулу Алдабергенова спросила в интервью с замдиректора по воспитательной работе Сауле Байбусиновой, какие книги она полюбила в школе. «Из школьного материала запомнилось произведение «Путь Абая» Мухтара Ауэзова, «Преступление и наказание» Достоевского. Сейчас век новых технологий, ученики больше получают информации. Сегодня в школе детям должно быть в любом случае интересно учиться. Но чтобы идти с удовольствием учиться в школу, у вас должны быть свои внутренние цели, внутренняя мотивация, нужно понять, чего вы хотите в этой жизни, кем стать».
Вот такие небольшие интервью лучше позволяют узнать своих учителей, историю своей школы, как она менялась, как менялось понимание и значимость знаний и учёбы в школе. И сегодня ученики Новотроицкой ОШ продолжают проводить исторические интервью с жителями села и современниками недавнего прошлого.

Куаныш АБИЛЬМАЛИКОВ,
учитель истории Новотроицкой ОШ,
Карабалыкский район

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».