Историческое интервью как способ обучения

Выпуск - №10(658)   :   13.03.2025
61

image

Историческое интервью является одним из исследовательских методов, применяемых при изучении повседневной истории. Обращаясь к современникам через вопросы, историки обращаются к историческому сознанию тех людей, которые жили и строили нашу страну в прошлом столетии.
В Новотроицкой общеобразовательной школе ученики 7-9 классов берут исторические интервью у учителей и сотрудников школы, жителей села, ветеранов афганской войны, которые трудились и жили в советское время, сильно отличающееся от современных дней. Благодаря этому школьники узнают поколение людей с советской закалкой с другой позиции, узнают истории своей семьи и родного села, знакомятся с таким понятием, как идеология. Интервью ученики школы организовывают в форме небольших видеоподкастов на тему «История села Новотроицкое в лицах», где они задают вопросы, которые иногда могут носить и «каверзный» смысл, такие как: «Есть ли у учителей любимчики среди учеников?», «Ваши любимые книги, когда вы учились в школе?», «Кого бы из жителей села вы бы назвали выдающимися людьми?». Подкасты учеников используются в школьном радио и в социальных сетях.
Историческое интервью позволяет учащимся самостоятельно учиться формулировать вопросы, вести подкасты, вести себя перед камерой, не волноваться, направлять диалог в нужном русле. И здесь мы хотели бы привести несколько моментов из интервью с современниками советского прошлого.
Ученица 8 «Б» класса Медина Молдахметова в интервью с директором школы Еркином Альмагамбетовым задала вопрос: «Как сильно изменилась наша школа с того момента, как вы начали работать?» Ответ Еркина Жанашевича: «Я отвечу как в песне: «А я и не скрываю, что из деревни родом, скажу вам без кокетства, что этим я горжусь». Родился я в селе Енбек Комсомольского района, ныне это Карабалыкский район, но вскоре наша семья переехала в Новотроицкое, поэтому я себя считаю коренным жителем. В нашей школе я уже работаю 18 лет, и восемь лет директором. У нас было две школы, одна маленькая, одна большая 1950-х годов постройки. Ранее директором был Андрей Иванович Кремер, затем Николай Яковлевич Иванов, Василий Семёнович Севостьянов, они все были ветеранами войны. В 1982 г. построили нашу школу. Я сам учился на хорошо, но большой уклон делал на физкультуру, что и определило мою дальнейшую профессию – учитель физической культуры. В 70-е годы в селе были многодетные семьи: 8, 10, а то и 12 детей. До тысячи учеников набиралось в школе. В 80-е годы было 500-600 учащихся, в 2000-е года стало поменьше – до 300 учеников».
Ученик 9 «Б» класса Аслан Жакупов сделал интервью с педагогом-организатором Раисом Губайдулиным: «Раис Шакирович, сколько лет вы работаете в нашей школе? И какие лучшие директора, по вашему мнению, были в нашей школе?» «Работаю с 1982 года, получается 42 года. Лучшими директорами я считаю Василия Семёновича Севостьянова, Вячеслава Георгиевича Осипова. Раньше село было большое, было много предприятий, животноводство, строительный участок. Здесь был совхоз Магнайский».
Ученица 9 «Б» класса Нурсулу Алдабергенова спросила в интервью с замдиректора по воспитательной работе Сауле Байбусиновой, какие книги она полюбила в школе. «Из школьного материала запомнилось произведение «Путь Абая» Мухтара Ауэзова, «Преступление и наказание» Достоевского. Сейчас век новых технологий, ученики больше получают информации. Сегодня в школе детям должно быть в любом случае интересно учиться. Но чтобы идти с удовольствием учиться в школу, у вас должны быть свои внутренние цели, внутренняя мотивация, нужно понять, чего вы хотите в этой жизни, кем стать».
Вот такие небольшие интервью лучше позволяют узнать своих учителей, историю своей школы, как она менялась, как менялось понимание и значимость знаний и учёбы в школе. И сегодня ученики Новотроицкой ОШ продолжают проводить исторические интервью с жителями села и современниками недавнего прошлого.

Куаныш АБИЛЬМАЛИКОВ,
учитель истории Новотроицкой ОШ,
Карабалыкский район

Реклама

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
24
25
26
27
28
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6