Школьная мудрость гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с родителями». В кабинете поддержки инклюзии все обучающиеся относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями. Нам, педагогам необходимо грамотно организовать просветительскую работу с родителями.

Я хочу поделиться личным профессиональным опытом, представленным в рамках международного семинара-практикума «Актуальные методы и подходы индивидуального сопровождения», который проходил в общеобразовательной школе №17 г. Рудного в октябре минувшего года. Дети, которые испытывают трудности в социальном взаимодействии, имеют сложности адаптации в новой обстановке, в этом случае решением проблемы являются «считывание » и понимание иллюстрированных заранее подготовленных рассказов. Этот метод называется «Социальные истории».
Если написать сценарий индивидуально – о том, что не удаётся понять именно вашему ребёнку – грамотная социальная история часто срабатывает лучше других методов. Она способна исчерпывающе, наглядно и последовательно сопроводить ребёнка через то дело, которое пока что трудно поддаётся самостоятельному выполнению; при этом она не исчезает, как родительский рассказ, а постоянно находится в поле зрения, что даёт ребёнку время, чтобы усвоить материал.
Как составить эффективную социальную историю? Существует семь основных этапов, остановимся на каждом подробнее.
Первое, мы выбираем тему: это может быть любая ситуация, проблема, которую необходимо объяснить ребёнку. Например, формирование дружеских отношений с детьми.
На втором этапе необходимо собрать всю информацию о процессе, который вы будете описывать в истории. Этого своего рода план последовательной работы. Хотелось бы обратить внимание на то, что, зная своего ребёнка, можно включать в историю особые сравнения, связанные с его увлечениями, любимыми мультяшными героями или ролевыми играми.
Третий этап – это язык изложения. Лёгкий к пониманию язык позволяет составить историю для любого возраста. Для детей младшего школьного возраста выгодно использовать рассказ от первого лица. Виды предложений, которые можно использовать в рассказах: описательные (кто? что? когда? чем занимается?), перспективные (перечисляются эмоции, чувства, настроение героя); директивные (позитивная подача ожидаемого поведения); контрольные (подводит итог происходящему событию).
Четвёртый этап – формирование положительных установок. В процессе написания текста не привлекаем осуждение и грубый запрет без объяснений. Помните, социальная история – это плацдарм для формирования уверенности в себе и позитивных ожиданий от самостоятельной деятельности.
На пятом этапе идёт подбор иллюстраций для истории, учитывается способность ребёнка к пониманию разных уровней абстракции. Значительным плюсом социальных историй является и то, что можно использовать фотографии самого ребёнка, его близких и окружающих предметов.
На шестом этапе надо помнить, что социальная история – это короткий рассказ, сокращаем и упрощаем, оформляем.
Последний седьмой этап – доступ к социальным историям. Рассматривать и читать социальные истории можно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребёнку. Тогда он сможет попросить вас о чтении не только устно, но и принеся папку вам в руки.
Часто листая папку, он быстро научится сам выбирать актуальную в данный момент страницу, что ещё раз продемонстрирует вам, насколько не напрасны ваши усилия для развития самого любимого ребёнка!
Посмотрим, что у нас получилось
Социальные истории могут быть и без иллюстраций, а так же в виде видео-моделингов.
Причин для использования социальных историй несколько. Во-первых, они способствуют увеличению независимости – навыков по самообслуживанию (например, застёгивать молнию на куртке, заправлять кровать, переодеваться на урок физкультуры, складывать аккуратно одежду и т.д.). Во-вторых, для того чтобы объяснить ожидания и правила, которые детям может быть трудно понять, готовят к тому, что будет (это может быть перелёт, экскурсия в музей). И наконец, социальные истории помогают предотвратить проблемы в поведении. Адекватное социальное поведение объясняется ребёнку в форме истории. Желаю всем успехов!
Жанат ЖАНГУЖИНА,
педагог-ассистент ОШ №17, г. Рудный
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».