Приобретая творческую смелость

Выпуск - №40(637)   :   11.10.2024
84

image

Как педагогу, ведущему виолончельный класс в музыкальной школе на протяжении многих лет, хотелось бы несколько шире осветить некоторые аспекты и формы работы в исполнительских классах музыкальных школ именно в свете становления и развития творческой личности ученика-исполнителя.
В исполнительской деятельности юных музыкантов творческое начало и возможности творческого поиска проявляются, прежде всего, в интерпретации детьми музыкального произведения, т.е. в создании учениками именно своего личностного видения исполняемого произведения. В своей интерпретации ученик как бы «договоривает» мысль композитора. И помогают ребёнку в этом сложном интеллектуальном процессе возникающие его собственные художественные и жизненные ассоциации, сравнения и сопоставления, его мировосприятие и темперамент. А педагог на уроках специальности помогает юному музыканту-исполнителю выработать его собственное отношение к произведению, помогает ученику как бы «пропустить» музыкальную мысль сквозь призму его личностного восприятия и переживания и всячески поощряет в учениках право на самостоятельный творческий поиск.
На занятиях педагог и ученик находятся в постоянном творческом поиске. Это и поиск интересных колористических находок, тембра, динамических оттенков, жанровых и выразительных особенностей. В процессе изучения произведений преподаватель и ученик меняют приёмы звукоизвлечения, аппликатуру и штрихи. На уроке ученик превращается в творца. Таким образом, игра на инструменте – это не просто воспроизведение нотного текста, это создание и воплощение его собственных музыкальных образов, одна из форм самовыражения личности ребёнка-художника.
Трудно сказать какие произведения вызывают особые эмоции у детей: «образцовая» классика, современные сочинения или народная музыка. Исполняя Бетховена или Шопена, Таривердиева или Жубанова, джазовые композиции или народные мелодии, дети ищут свои пути. Конечно, здесь могут быть свои неудачи и просчёты, но в совместном творчестве оба преподаватель и ученик ищут баланс стилистической достоверности и попытки нового осмысления музыкальных сочинений. Здесь точно нет места однообразию и статичности. Поэтому в исполнительских классах настоящих педагогов-профессионалов всегда царит приподнятая творческая атмосфера, ибо педагогика – это такой же творческий процесс, как и интерпретаторское прочтение музыки учеником. Вспоминаются слова выдающегося виолончелиста-исполнителя ХХ века Д.Шафрана: «Ни одна минута, ни одно мгновение не должны быть механическими, отвлечёнными. Именно так всё-таки можно определить сущность моего отношения к занятиям».
Таким образом, на уроках специальности педагоги раскрывают в полном объеме творческий потенциал детей. Юные инструменталисты здесь учатся мыслить широко и творчески воспринимать новое. Основоположник концепции музыкального воспитания в школе Д.Кабалевский писал: «Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление создавать что-то своё, новое, лучшее».
Что касается коллективных форм музицирования, ученик-исполнитель, становясь участником оркестра или ансамбля, получает полный набор всех необходимых качеств современного музыканта-исполнителя. Такие виды коллективного музицирования, конечно же, раскрывают в полном объёме творческий потенциал детей и развивают их творческую активность.
В таких сферах, как конкурсная и концертная деятельность, ученик-исполнитель приобретает творческую смелость и получает возможность реализовать свои скрытые возможности. Эти мероприятия служат катализатором совершенствования исполнительских навыков, участие в них улучшает техническое и художественное мастерство юных музыкантов.
Таким образом, в исполнительских классах детских музыкальных школ создаются все необходимые условия для развития творческого потенциала ребёнка, пробуждения в нём художника, способного творчески мыслить и воплощать своё видение в самых разнообразных творческих проявлениях.

Гульмайрам АЙДОСОВА,
преподаватель по классу виолончели ДМШ №1, г. Костанай

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4