Приобретая творческую смелость

Выпуск - №40(637)   :   11.10.2024
51

image

Как педагогу, ведущему виолончельный класс в музыкальной школе на протяжении многих лет, хотелось бы несколько шире осветить некоторые аспекты и формы работы в исполнительских классах музыкальных школ именно в свете становления и развития творческой личности ученика-исполнителя.
В исполнительской деятельности юных музыкантов творческое начало и возможности творческого поиска проявляются, прежде всего, в интерпретации детьми музыкального произведения, т.е. в создании учениками именно своего личностного видения исполняемого произведения. В своей интерпретации ученик как бы «договоривает» мысль композитора. И помогают ребёнку в этом сложном интеллектуальном процессе возникающие его собственные художественные и жизненные ассоциации, сравнения и сопоставления, его мировосприятие и темперамент. А педагог на уроках специальности помогает юному музыканту-исполнителю выработать его собственное отношение к произведению, помогает ученику как бы «пропустить» музыкальную мысль сквозь призму его личностного восприятия и переживания и всячески поощряет в учениках право на самостоятельный творческий поиск.
На занятиях педагог и ученик находятся в постоянном творческом поиске. Это и поиск интересных колористических находок, тембра, динамических оттенков, жанровых и выразительных особенностей. В процессе изучения произведений преподаватель и ученик меняют приёмы звукоизвлечения, аппликатуру и штрихи. На уроке ученик превращается в творца. Таким образом, игра на инструменте – это не просто воспроизведение нотного текста, это создание и воплощение его собственных музыкальных образов, одна из форм самовыражения личности ребёнка-художника.
Трудно сказать какие произведения вызывают особые эмоции у детей: «образцовая» классика, современные сочинения или народная музыка. Исполняя Бетховена или Шопена, Таривердиева или Жубанова, джазовые композиции или народные мелодии, дети ищут свои пути. Конечно, здесь могут быть свои неудачи и просчёты, но в совместном творчестве оба преподаватель и ученик ищут баланс стилистической достоверности и попытки нового осмысления музыкальных сочинений. Здесь точно нет места однообразию и статичности. Поэтому в исполнительских классах настоящих педагогов-профессионалов всегда царит приподнятая творческая атмосфера, ибо педагогика – это такой же творческий процесс, как и интерпретаторское прочтение музыки учеником. Вспоминаются слова выдающегося виолончелиста-исполнителя ХХ века Д.Шафрана: «Ни одна минута, ни одно мгновение не должны быть механическими, отвлечёнными. Именно так всё-таки можно определить сущность моего отношения к занятиям».
Таким образом, на уроках специальности педагоги раскрывают в полном объеме творческий потенциал детей. Юные инструменталисты здесь учатся мыслить широко и творчески воспринимать новое. Основоположник концепции музыкального воспитания в школе Д.Кабалевский писал: «Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление создавать что-то своё, новое, лучшее».
Что касается коллективных форм музицирования, ученик-исполнитель, становясь участником оркестра или ансамбля, получает полный набор всех необходимых качеств современного музыканта-исполнителя. Такие виды коллективного музицирования, конечно же, раскрывают в полном объёме творческий потенциал детей и развивают их творческую активность.
В таких сферах, как конкурсная и концертная деятельность, ученик-исполнитель приобретает творческую смелость и получает возможность реализовать свои скрытые возможности. Эти мероприятия служат катализатором совершенствования исполнительских навыков, участие в них улучшает техническое и художественное мастерство юных музыкантов.
Таким образом, в исполнительских классах детских музыкальных школ создаются все необходимые условия для развития творческого потенциала ребёнка, пробуждения в нём художника, способного творчески мыслить и воплощать своё видение в самых разнообразных творческих проявлениях.

Гульмайрам АЙДОСОВА,
преподаватель по классу виолончели ДМШ №1, г. Костанай

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.