Приобретая творческую смелость

Выпуск - №40(637)   :   11.10.2024
208

image

Как педагогу, ведущему виолончельный класс в музыкальной школе на протяжении многих лет, хотелось бы несколько шире осветить некоторые аспекты и формы работы в исполнительских классах музыкальных школ именно в свете становления и развития творческой личности ученика-исполнителя.
В исполнительской деятельности юных музыкантов творческое начало и возможности творческого поиска проявляются, прежде всего, в интерпретации детьми музыкального произведения, т.е. в создании учениками именно своего личностного видения исполняемого произведения. В своей интерпретации ученик как бы «договоривает» мысль композитора. И помогают ребёнку в этом сложном интеллектуальном процессе возникающие его собственные художественные и жизненные ассоциации, сравнения и сопоставления, его мировосприятие и темперамент. А педагог на уроках специальности помогает юному музыканту-исполнителю выработать его собственное отношение к произведению, помогает ученику как бы «пропустить» музыкальную мысль сквозь призму его личностного восприятия и переживания и всячески поощряет в учениках право на самостоятельный творческий поиск.
На занятиях педагог и ученик находятся в постоянном творческом поиске. Это и поиск интересных колористических находок, тембра, динамических оттенков, жанровых и выразительных особенностей. В процессе изучения произведений преподаватель и ученик меняют приёмы звукоизвлечения, аппликатуру и штрихи. На уроке ученик превращается в творца. Таким образом, игра на инструменте – это не просто воспроизведение нотного текста, это создание и воплощение его собственных музыкальных образов, одна из форм самовыражения личности ребёнка-художника.
Трудно сказать какие произведения вызывают особые эмоции у детей: «образцовая» классика, современные сочинения или народная музыка. Исполняя Бетховена или Шопена, Таривердиева или Жубанова, джазовые композиции или народные мелодии, дети ищут свои пути. Конечно, здесь могут быть свои неудачи и просчёты, но в совместном творчестве оба преподаватель и ученик ищут баланс стилистической достоверности и попытки нового осмысления музыкальных сочинений. Здесь точно нет места однообразию и статичности. Поэтому в исполнительских классах настоящих педагогов-профессионалов всегда царит приподнятая творческая атмосфера, ибо педагогика – это такой же творческий процесс, как и интерпретаторское прочтение музыки учеником. Вспоминаются слова выдающегося виолончелиста-исполнителя ХХ века Д.Шафрана: «Ни одна минута, ни одно мгновение не должны быть механическими, отвлечёнными. Именно так всё-таки можно определить сущность моего отношения к занятиям».
Таким образом, на уроках специальности педагоги раскрывают в полном объеме творческий потенциал детей. Юные инструменталисты здесь учатся мыслить широко и творчески воспринимать новое. Основоположник концепции музыкального воспитания в школе Д.Кабалевский писал: «Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление создавать что-то своё, новое, лучшее».
Что касается коллективных форм музицирования, ученик-исполнитель, становясь участником оркестра или ансамбля, получает полный набор всех необходимых качеств современного музыканта-исполнителя. Такие виды коллективного музицирования, конечно же, раскрывают в полном объёме творческий потенциал детей и развивают их творческую активность.
В таких сферах, как конкурсная и концертная деятельность, ученик-исполнитель приобретает творческую смелость и получает возможность реализовать свои скрытые возможности. Эти мероприятия служат катализатором совершенствования исполнительских навыков, участие в них улучшает техническое и художественное мастерство юных музыкантов.
Таким образом, в исполнительских классах детских музыкальных школ создаются все необходимые условия для развития творческого потенциала ребёнка, пробуждения в нём художника, способного творчески мыслить и воплощать своё видение в самых разнообразных творческих проявлениях.

Гульмайрам АЙДОСОВА,
преподаватель по классу виолончели ДМШ №1, г. Костанай

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».