Проблемное обучение как средство развития естественно-научной грамотности

Выпуск - №34(631)   :   29.08.2024
737

image

Вопрос, каким будет новый учебный год, особенно актуален для системы образования Казахстана, важной задачей которой является проблема формирования естественно-научной грамотности.
Естественно-научная грамотность включает умение применять знания для объяснения различных процессов и явлений, формулирования выводов и решения жизненных задач через исследование возникающих проблем. Переход к активным методам обучения, включая проблемное обучение, стал одной из ключевых тенденций образовательной практики.
Уроки химии часто вызывают трудности у школьников, требуя значительных умственных усилий и времени на подготовку. Поэтому важной задачей становится разнообразие методов обучения и создание увлекательного и продуктивного процесса изучения химии. Использование активных приёмов, таких как «Ассоциативный ряд», «Толстые и тонкие вопросы», «Мозговой штурм», «Ключевые слова» способствует мотивации и активизации учебной деятельности ребят. Проблемное обучение стимулирует познавательный интерес, особенно при работе в группах, где ученики обсуждают проблемы, ищут оптимальные решения. Это помогает им лучше усвоить материал и развить навыки самостоятельной работы и сотрудничества.
Контекстно-ориентированные задания играют важную роль в учебном процессе, позволяя учащимся применять знания в реальных жизненных ситуациях. Для углублённого изучения учебного материала я использую видеоматериалы, которые демонстрируют практические примеры, интересные жизненные факты по каждой изучаемой теме. Включение дидактических игр и рабочих листов в учебный процесс повышает вовлечённость учащихся, стимулирует их к плодотворной работе на уроке, способствует раскрытию тем.
В процессе целенаправленной творческой деятельности на уроках химии я применяю различные методы проблемного обучения, включая исследовательский подход, постановку, проблемных вопросов, использование элементов проектной и игровой, деятельности. Важно отметить, что в конце учебного года качество знаний учащихся заметно улучшается, что подтверждает эффективность использования проблемного обучения и  контекстно-ориентированных заданий.
Развитие естественно-научной грамотности на уроках химии помогает учащимся лучше понимать окружающий мир, развивает критическое мышление, умение анализировать информацию и являются важными навыками в современном информационном обществе. Знания в области химии расширяют выбор будущей профессиональной деятельности, включая карьеру в науке, медицине, инженерии и других областях.

Лидия СЕЛЯХ,
учитель химии ОШ №16, г. Костанай

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».