Рабочие листы: эффективный инструмент для активного обучения

Выпуск - №34(582)   :   08.09.2023
1395

Каждый учитель в своей деятельности сталкивается с проблемами повышения учебной мотивации школьников, активизации их познавательной и самостоятельной деятельности.

Часто ли вы сталкивались с учениками, которые не вовлечены в урок или просто отсиживаются, не вникая в суть изучения темы занятия? В своей практике особое внимание я уделяю рабочим листам с учётом дифференциации, которые помогают организовать урок, обеспечить последовательность и целостность обучения, фокусируя внимание учащихся на главном, и привлекать их к самостоятельной деятельности.

Рабочие листы – это учебные материалы, предназначенные для самостоятельной работы учащихся. Они могут быть представлены в виде таблиц, графиков, карт и других форматов и содержат вопросы и задания, помогающие ученикам применять свои знания и навыки в практическом контексте. Их можно использовать на каждом предмете. 

Рабочие листы создаются мной на основе собственных методических идей для ребят разного уровня подготовки, с учётом их возрастных особенностей и потребностей. Часто использую такие электронные инструменты: приложения Canva, Worksheets, Paint для создания рабочих листов. Этот инструмент позволяет разнообразить работу с предметным материалом, значительно экономит время на уроке, вовлекает всех учащихся в активный процесс, способствует более глубокому пониманию материала и его лучшему запоминанию, помогает организовать и систематизировать знания. Кроме того, рабочие листы позволяют ученикам разрабатывать навыки критического мышления и проблемного решения. Это важное умение, которое помогает им стать более независимыми и ответственными. Рабочие листы дают возможность ученикам оценить свои способности, самостоятельно планировать свою работу и принимать решения. 

Задания на рабочих листах могут требовать от учащихся анализировать информацию, искать решения и делать выводы. Это помогает развивать их аналитические и логические навыки, а также способность применять полученные знания в реальных ситуациях. В зависимости от уровня подготовки и способностей учащихся, задания на рабочих листах могут быть адаптированы и индивидуализированы. Это помогает каждому ученику работать в своём темпе и уровне сложности, что способствует более эффективному обучению. Например, при изучении нового материала учащимся с разным уровнем подготовки или для учащихся с особыми образовательными потребностями потребуются разные указания для выполнения работы: обобщённые, либо подробные, пошаговые.

Можно выделить несколько видов рабочих листов: учебный рабочий лист (изучение нового материала и его применение), тренировочный рабочий лист (отработка ранее полученных знаний, умений. Часто использую такие листы на консультациях при подготовке к итоговой аттестации, суммативным работам СОР, СОЧ), рефлексивный рабочий лист (обобщение по теме, разделу), комбинированный рабочий лист. 

Способы оформления заданий могут быть разные. Например, в виде текста, таблиц и схем, картинок и карт, различных упражнений, вопросов, задач и головоломок. Требования к заданиям: лаконичность, структурированность, последовательность по мыслительным навыкам, однозначность в понимании, оптимально подобранные к учебному материалу, с дескрипторами, критериями оценивания. Использование рабочих листов не должно быть разовым. Исходя из своей практики, лишь при систематическом применении рабочих листов будет результат.

В контексте географии, рабочие листы могут быть использованы для развития картографических навыков, изучения различных аспектов, таких как географические карты, климатические зоны, экосистемы и т.д. Использование рабочих листов в географии помогает мне повысить эффективность обучения и сделать его более интересным и практичным. 

Конструирование рабочего листа всегда предполагаю на последовательности усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, рефлексия.

Основу рабочего листа составляет практический блок (желательно с разноуровневыми дифференцированными заданиями), который может включать блок контроля знаний, умений. Некоторые ученики могут выполнять более лёгкие задания, в то время как другие могут работать над более сложными.
Таким образом, использование индивидуальных рабочих листов на уроках как практического инструмента позволяет каждому ученику ощутить успех в своей работе, стимулируя интерес к предмету, повышению мотивации, академическому росту, делая урок более интересным и практичным.

Марина ПРАЩУР, 
учитель географии, естествознания ОШ №2, г. Тобыл

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.