Математика была и остаётся одним из главных предметов в школе, так как эти знания необходимы людям в практической жизни и деятельности.
В современном мире общество нуждается в быстроте развития информационных технологий. Появление различных гаджетов, телефонных игр, платформ искусственного интеллекта, заметно снизило интерес учащихся как к математике, так и в целом к науке, к знаниям. Усовершенствованные электронные приложения-помощники значительно облегчают работу учащихся в механическом выполнении задании. Злоупотребляя ими, они и не задумываются, что лишают себя основного – перестают тренировать свой мозг. Это становится глобальной проблемой нынешнего поколения.
Исследовав этот вопрос, мы поставили задачу: применяя различные тренажёры, упражнения на уроках, показать учащимся, что навыки быстрого устного счёта очень важны для тренировки мозга, а сам процесс обучения и есть интересное занятие. Изучая различную дополнительную литературу, проводя апробации на различных этапах урока по данной теме, мы установили, что развитие навыков устного счёта играет важную роль по следующим причинам. Образовательное значение: быстрота навыков устных вычислений помогает усвоить новые темы не только на уроках математики, но и в других дисциплинах, а так же повышает интерес и интеллект учащихся. Воспитательное значение: устные вычисления способствуют развитию памяти, мышления, речи, внимания, математической зоркости, сообразительности и наблюдательности, позволят научиться организовывать себя в различных жизненных ситуациях. Практическое значение: скорость и правильность вычислений необходимы в повседневной жизни, это придаёт учащимся уверенность в себе, повышает их самооценку, положительно сказывается на интеллектуальных способностях.
Цели и задачи педагогической деятельности по данной работе: изучить методы и приёмы быстрого счета; исследование влияния навыков устного счёта на психологические способности учащихся и на повышение познавательных интересов к предмету математики; развитие вычислительных навыков устного счёта; содействие развитию математических способностей и повышение познавательного интереса к данному предмету; рациональное сбережение времени на уроках математики (способы быстрого счёта позволяют сократить время вычислений и получить верный ответ без сложных действий). Задачи: формировать умения быстро и правильно вычислять; развивать практические навыки выполнения устных вычислений; воспитывать положительное отношение к математике.
Вот примеры способов быстрого счёта в начальном звене как средства развития математических навыков учащихся.
Вычитание 7, 8, 9. Чтобы вычесть 9 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 1. Например: 34-9=34-10+1=25. Чтобы вычесть 8 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 2. Чтобы вычесть 7 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 3.
Вычитание двузначных чисел от 100, от 1000 и т.д. Для вычитания данным способом нужно одновременно от уменьшаемого и вычитаемого отнять одну единицу. В этом случае уменьшаемое с круглого десятка обратится в 99, 999 и т.д. Данный способ заметно облегчит действие вычитания.
Способ быстрого сложения и вычитания натуральных чисел. Если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, то из полученной суммы надо вычесть столько же единиц. Например: 785 + 963 = 785 + (963 + 7) – 7 = 785 + 970 – 7 = 1748.
Способы быстрого счёта включают и сложение с переходом через десяток в пределах 20 (сложение с числом 9), и умножение методом индийских учёных с помощью пальцев, китайский способ умножения, метод «решётки» Хорезми, умножение чисел на 11, 111 и т.д. Таких правил немало, и им довольно просто и увлекательно можно обучить учеников начальных классов, дав им возможность быстро справляться с математическими примерами и полюбить этот предмет.
Исследуя динамику развития способностей устного счёта у учеников 2-6 классов, мы увидели, что во второй четверти они значительно возросли в результате применения предложенных методов. В ходе совместной педагогической деятельности стало ясно, что предлагаемые нами формы и методы проведения устного счёта на уроках математики реализуют:
* повышение у учащихся интереса к предмету математики;
* эффективное усвоение учебного материала;
* воспитание и умение работать в команде, проявляя терпимость к любой точке зрения, уважая право каждого на свободу слова;
* формирование учебных навыков;
* выход на уровень осознанной деятельности ребёнка.
Преимущества для ребёнка:
* развитие навыков общения для обмена опытом;
* развитие критического мышления и творческих навыков;
* качественное усвоение материала;
* расширение познавательной возможности.
Сложности для педагога:
* правильно сбалансировать игру с обучением;
* отработать методы и приёмы под возрастные особенности детей;
* иметь высокий уровень организаторских способностей.
Ценность данного приёма состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что основная часть учащихся оказываются вовлечёнными в процесс обучения. Каждый имеет возможность проводить рефлексию проделанной работы и понимать и анализировать, что они знают и умеют. Совместная деятельность учащихся в процессе работы, усвоение учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад. При этом идёт обмен идеями, знаниями, способами деятельности. Всё это происходит в доброжелательной атмосфере, во взаимоподдержке, что позволяет развивать познавательную деятельность учащихся и воспитательную функцию.
Наблюдение за работой учеников на уроках математики показало, что в процессе использования устного счёта изменяется психологический климат на уроке. Формируются положительные отношения, в которых ученик и учитель, каждый из которых вносит индивидуальный вклад, достигают единой цели. Учащиеся при этом испытывают ощущение успешности.
В настоящий момент с данными приёмами на своих уроках мы стали использовать и апробировать платформы искусственного интеллекта Twee, Perplexiti, Educaplay которые вызывают особый интерес у учащихся как среднего звена, так и у детей начальных классов. Совместная работа учителя начальных классов и предметника дала возможность улучшить преемственность в обучении учащихся начального и среднего звена. Велась постоянная работа над пробелами и недочётами.
Применение в практике преподавания устного счёта способствует повышению эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
Назига ОСПАНОВА,
учитель математики,
Алма ОМУРЗАКОВА,
учитель начальных классов ОСШ с. Бейс-Хазрет, Атбасарский район, Акмолинская область
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.