На сегодняшний день цифровые образовательные и информационно-методические ресурсы по модернизации образования являются главным ресурсом в научных исследованиях, но, что более важно, мы получаем глубокое преобразование образовательных концепций, основанных на высокопроизводительной сети, полной интеграции электронных учебных дел, электронных школьных дел, научных исследований, образовательных ресурсов.
Внедрение таких ресурсов предоставляет учителям отличную образовательную среду. Учителя находятся в курсе и понимают содержание и процесс различных новейших образовательных практик, а разработанные теории и опыт практик преобразования образования были объединены со школой для реализации плана и индивидуальной образовательной практики. Также цифровые образовательные ресурсы позволили организовать и связать множество красочных образовательных ресурсов для учителей. Нам очень важно просматривать и обрабатывать материалы, исходя из характеристик предмета, потребностей класса и собственных потребностей в развитии. Непрерывный прогресс такого рода интегрированных талантов также необходим учителям для их профессионального развития и для развития функциональной грамотности у учащихся.
Функциональная грамотность получает всё большее и большее внимание от учёных в мире педагогики начиная с 1970 года, однако для большинства педагогов она по-прежнему в новинку. Вопреки сомнениям относительно её практического применения в учебном процессе, у данной модели имеются определённые достоинства в плане преподавания в классе и есть все шансы для содействия в развитии навыков учащихся, которые помогут достичь успехов в учёбе.
Прочитав несколько определений функциональной грамотности, можно прийти к выводу, что это грамотность, которая позволяет выжить на рабочем месте и в обществе. Кроме того, это грамотность, которая позволяет соответствовать меняющимся требованиям. Функциональная грамотность – это формирование и развитие навыков, требующихся для функционирования всего общества. Если в обществе нет людей, владеющих математическими знаниями, навыками чтения и письма, аналитическими способностями, то у нас не может быть работоспособных сообществ, предприятий или правительств.
Стоит учесть, что функциональная грамотность не ограничивается только чтением, письмом и арифметикой. В данном случае речь идёт о заключительном и самом сложном уровне функциональной грамотности – о профессиональной функциональной грамотности. Экономика XXI века требует высококвалифицированных работников, имеющих знания в области науки, технологии, инженерии и математики. Мы вполне обоснованно можем сказать, что функциональная грамотность необходима для функционального общества. Мы предлагаем выделить главный ресурс в формировании функциональной грамотности. В частности, речь идёт о информационно-методических ресурсах. Как показывает практика, применение цифровизации в образовательном процессе имеет свои положительные стороны:
- обеспечивают новое качество образования, ориентируются на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности;
- обеспечивают возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений), учитывают возрастные, психолого-педагогические особенности обучающихся;
- содержат материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.);
- содержат набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера), ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения;
- предлагают виды учебной деятельности, ориентирующие обучающихся на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;
- обеспечивают организацию учебной деятельности, направленной на использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса.
Особенно актуальным и прочно вошедшим в педагогическую практику становится применение информационных цифровых образовательных ресурсов. Современное образование невозможно вообразить без цифровых технологий обучения и информационно-методических ресурсов, к числу которых принадлежат следующие инструменты:
- образовательные платформы (Онлайн мектеп, Кунделик, TopIQ , Lecta, ЯКласс, Classroom, Открытая школа 2035, и другие);
- электронные формы учебников (Алматы китап);
- образовательные приложения (stepic, quizlet , kahoot, testpad и т.д.);
- онлайн-сервисы (YouTube, Google-документы, Google-презентации, Google-календарь, Google-формы, месседжеры).
Профессиональная функциональная грамотность не является статичной, поскольку потребности меняются, меняются и требования к грамотности. Мы находимся на постоянной беговой дорожке догоняющего развития, чтобы стать компетентными, надёжными участниками нашего общества. Применение этих инструментов позволит совершенствовать функциональную грамотность учеников на постоянной основе, не замыкаясь в пределах урока. Уровень грамотности, требуемый в наше время, постоянно меняется. Информационно-методические ресурсы, о которых шла речь, поистине важны в области профессиональной деятельности. В основе современной системы образования заложены предметы, а для более актуального междисциплинарного образования новые методические основы крайне важны. Необходимо развивать функциональную грамотность, которая подразумевает способность человека адаптироваться и постоянно развиваться в динамичном и сложном мире, инициировать и внедрять инновации, используя знания из разных областей.
Гульмайра АХМЕИЛОВА,
Светлана ХАРЧЕНКО,
Аманкарагайская ОШ им. Н.Островского, Аулиекольский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.