Шестиугольное обучение как один из приёмов развития критического, креативного мышления

Выпуск - №31-32(579-580)   :   26.08.2023
646

В основу обновлённого содержания образования РК положен системно-деятельностный подход, предполагающий организацию активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника, то есть ученик должен быть вовлечён в процесс обучения, в котором он учится логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать. Владение этими компетенциями свидетельствует о сформированности познавательных интересов школьников.

Одним из важнейших направлений своей работы в среднем звене на уроках географии и естествознания в 5-7 классах выделяю развитие критического, креативного мышления учащихся. Одним из приёмов развития критического, креативного мышления является шестиугольное обучение. Автор методики – британский учитель истории Рассел Тарр. Её использование позволяет ответить мне на вопросы «Как за определённое время обобщить и систематизировать материал? Как устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы? Как активизировать деятельность учащихся на уроке? Как управлять групповым процессом?» 

Метод шестиугольного обучения основан на использовании карточек, которые называются гексами. Каждая из шестиугольных карточек – это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям. Их использование позволяет научиться делать выбор, классифицировать и связывать доказательства.

Использование данной методики в работе позволяет мне за непродолжительное время обобщить и систематизировать материал, установить причинно-следственные связи между понятиями и событиями, явлениями, найти доказательства и выстроить алгоритмы, активизировать деятельность учащихся на уроке. В пустых шестиугольниках (гексах) можно напечатать основные термины и понятия по изучаемой теме, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать слова, словосочетания, картинки, текст, статистические данные. Учащиеся должны выполнить задание и соединить все элементы в единое целое. По сути, получается кластер, но с возможностью перекладывать элементы, перемещать их в соответствии с логикой материала. 

Можно предложить ребятам заполнить пустые шестиугольники самим, выражая своё мнение по проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать учащимся время для углублённого изучения темы. 

Работа может быть индивидуальной, парной, но эффективнее всего групповая форма работы. Каждая из групп заполняет или раскладывает свои шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определённую категорию. Вариант с картинками хорош для изучения истории географических открытий, природных зон, стран. Заполняя шестиугольники, учащиеся сами выбирают, как их соединить. Может получиться ромашка, линия, соты и другие фигуры.

Из плюсов шестиугольного обучения можно назвать:
* обобщение и эффективная систематизация материала;
* установление связи между понятиями;
* развитие креативного и критического мышления;
* развитие коммуникативных навыков в процессе групповой работы;
* реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;
* активизация учащихся, достижение включённости каждого ребёнка в работу на уроке; 
* эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока. 

Практикуя шестиугольное обучение, можно сделать однозначный вывод: данная методика многогранна, универсальна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, но и внеклассных мероприятий.

Марина ПРАЩУР,
учитель географии, естествознания ОШ №2, г. Тобыл

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.