Учимся говорить по-английски играя

Выпуск - №10(558)   :   13.03.2023
286

Глобальные изменения в обществе поставили перед школой задачу подготовить образованных, конкурентоспособных, творчески мыслящих людей, способных успешно взаимодействовать с представителями других культур. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на иностранном языке. 

Таким образом, основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативных умений. Организация активной речевой деятельности учащихся на уроке – очень сложная задача. Изучение иностранного языка для многих детей является тяжёлым трудом. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребёнок захотел говорить не для получения хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. 

При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существенного психологического барьера, внутренней зажатости – одна из задач, стоящих перед нами. Принципы личностно-ориентируемого обучения основываются на том, что обучение более эффективно, если ученик активно вовлечён в процесс. 

Самым эффективным способом стимулировать детей к активности является игра, творчество и любопытство. Исследования детских психологов показали, что дети дошкольного возраста 80% знаний, умений, навыков получают через игру, младшие школьники – 50%, подростки – 20%. Психологи также утверждают, что «игра остается важным типом и уровнем функционирования личности, условием сохранения его психологического здоровья и полноценной созидательной деятельности, а также, что организация ролевого обучения, игровых ситуаций непосредственно направлены на приведение в действие механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения». Такая трактовка этого принципа углубляет и расширяет возможности системной реализации принципа личностно-ориентированного общения и позволяет обеспечить высокую мотивированность учебной деятельности и максимально задействовать учащихся на протяжении всего занятия.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игре находят в педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и другого раздела учебного предмета; как элементы, иногда весьма существенные, более обширной техники; в качестве урока, занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы школы.

Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закреплённых способах осуществления предметной деятельности. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками: эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. Для детей же игра – это увлекательное занятие, где можно проявить находчивость и сообразительность. Игра способствует созданию на уроке обстановки естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе. Атмосфера увлечённости придаёт ребятам уверенности в своих силах и даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть стеснительность, мешающую говорить на иностранном языке. Ведь даже ученик со слабой языковой подготовкой может активно участвовать в игре и стать победителем. При этом незаметно усваивается языковой материал, и возникает чувство удовлетворения от того, что ребёнок уже может выражать свои мысли на иностранном языке, что позволяет решить проблему мотивации и создать положительный настрой.

На своих уроках я использую ролевые игры, так как они помогают не только использовать на практике то, что было изучено на уроках, но и создают условия для раскрытия личности каждого ученика и предоставляют возможность попасть в мир реального общения на иностранном языке. Ролевая игра позволяет детям стать кем-то другим на время и высказывать мнение от имени этого человека, или же ученик изображает самого себя, попавшего в определённую ситуацию. Ролевая игра помогает развить навыки общения, умение доказывать свою точку зрения, формирует мышление, развивает воображение, создаёт творческую атмосферу.

При выборе ситуаций для ролевых игр необходимо учитывать интересы учащихся, их возраст и уровень знания иностранного языка. На начальной ступени обучения лексику, которая будет необходима для проведения ролевой игры, можно отработать заранее с помощью тренировки реплик и микродиалогов. В старшей школе это сделать сложнее. Ролевую игру необходимо хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, чётко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в том, что им нужно хорошо исполнить свои роли. 

Большое значение также имеет умение учителя установить контакт с детьми. Ролевая игра должна проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем активнее он будет в общении. Как известно, ролевые игры могут быть различного вида, но в любом варианте до проведения мероприятия учитель должен убедиться, что ученикам понятна идея. Необходимо выделить время для того, чтобы они освоили роли и обдумали свои действия. В это время учитель может дать консультацию и оказать помощь отдельным учащимся. Можно разрешить делать записи роли, но во время выступления следует поощрять импровизацию, а не чтение подготовленного текста. Материал ролевой игры должен быть интересным, посильным и соответствовать возрасту.

В своей работе я использую следующие формы проведения ролевых игр: интервью, пресс-конференции, заочные путешествия, экскурсии, репортажи, дискуссии, ток-шоу. Ролевая игра активизирует эмоциональную сферу учащихся. Несмотря на условность ситуации эмоции и переживания, которые испытывают играющие, являются подлинными и реальными. Эти эмоциональные переживания играют большую роль в формировании мотива.

Использование игровых форм работы даёт, несомненно, положительные результаты при обучении, так как: позволяет решить проблему мотивации; создать положительный настрой к изучению иностранного языка; значительно повышает уровень владения языковым материалом; обладает большим воспитательным потенциалом; развивает творческие качества учащихся.

Одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, уметь проигрывать, брать на себя ответственность. Кроме того, использование ролей позволяет педагогу управлять воспитательным, формирующим и корректирующим воздействием на ученика. В результате раскрываются потенциальные возможности каждого ученика, развиваются его творческие способности. Применение различных игр помогает создать условия для достижения успеха в изучении иностранного языка. И учащиеся, которые захотят играть, обязательно захотят улучшить свои знания по иностранному языку.

Каролина МУЛИНА,
учитель английского языка ОШ №6, г. Костанай

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.