Первое знакомство малыша с детской литературой, в частности со стихами, начинается ещё в колыбели, когда мама нежным голосом поёт-приговаривает: «Баю, баюшки, баю, не ложися на краю...»
Малыш подрастает, делает первые шаги и мы уже читаем: «Идёт бычок качается...» Рифмы стихотворения завораживают ребёнка, и он готов слушать понравившиеся строки снова и снова, и уже через некоторое время малыш повторяет: «Мишка косолапый по лесу идёт...» Всё это происходит произвольно, в удовольствие малышу и на радость маме.
Часто родители задаются вопросом надо ли учить с детьми стихи или это бесполезное занятие? Ответ однозначный – да, надо. Во-первых, стихи развивают мыслительную деятельность, в результате чего расширяется кругозор и потребности маленького человека, происходит накопление и обогащение словарного запаса. Кроме того, ребёнок слышит правильно построенные предложения, что способствует развитию хорошей речи.
Во-вторых, заучивание стихов развивает и тренирует память, что помогает запоминать, накапливать и сохранять информацию, использовать свой и чужой опыт в дальнейшей жизни. Развитие интеллекта напрямую связано с развитием памяти.
В-третьих, знание стихов формирует культурный уровень ребёнка, приучает любить поэзию, развивает творческие способности, делает вашего малыша эмоционально богатым человеком.
Прежде чем приступать к заучиванию, нужно правильно выбрать стихотворение. Оно должно соответствовать возрасту ребёнка и быть понятным для него по смыслу. Детская литература предлагает большое разнообразие авторов, но лучше начать с проверенной временем детской классики – А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак и другие.
Дети подрастают, приходят в дошкольные учреждения, и тут помимо желаемых стихотворений появляются программные. В нашем классе предшкольной подготовки организованная деятельность по художественной литературе всегда проходит интересно, эмоционально, на позитивной нотке. Существует много приёмов для заучивания стихотворения, каждый из которых имеет право на жизнь. Для лучшего запоминания стихов я использую визуальные, двигательные, игровые приёмы, досказывание детьми рифмующегося слова, чтение стихов по ролям. Если стихотворение даёт возможность использовать игрушку, мы проводим игру-драматизацию, игровые стихотворения мы воспроизводим методом игры. Использование мнемотаблиц помогает поддерживать интерес детей к запоминанию, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса и темпе речи.
Таким образом, ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребёнка.
Ольга РЯДИНСКАЯ,
воспитатель КПП Степановской ОШ, Мендыкаринский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.