Математика и возможности для творчества

Выпуск - №25(622)   :   27.06.2024
1055

2

Математическое образование – очень важный компонент современной образовательной системы. Чёткие математические выкладки, логические построения, нестандартные подходы к решению, сложный и многоходовый поиск – всё это и есть математика, царица наук.
Да, школьная программа по математике сложна и перенасыщена. Наверное, можно было бы упростить некоторые разделы алгебры и геометрии, оставив их вузам. И не всем детям легко даётся наш сложный предмет… Но! Именно математика развивает в ребёнке навыки логического мышления. Именно алгебра даёт возможность совершать абсолютно абстрактные операции. Именно геометрия позволяет ребёнку «просчитать» большинство окружающих его предметов.
Но вот методики преподавания и изучения математики с годами постепенно претерпевают изменения. Мы постепенно отходим от одних приёмов, пробуем другие, и только время даёт ответ на вопрос «что эффективнее?»
Зачастую школьный учитель математики вынужден самостоятельно, на своё усмотрение адаптировать задачный материал учебников и пособий таким образом, чтобы, с одной стороны, работать в рамках целей обучения, а с другой стороны формировать навыки математической грамотности учащихся.

DSC-0284


Как же организовать учебный процесс с точки зрения развития математической грамотности учащихся? Какие стратегии и подходы должны применять педагоги, чтобы добиться ощутимых результатов в этом направлении? Как изменить преподавание, если необходимые изменения пока ещё мало отражены в учебных программах и школьных учебниках?
Очевидно, что для решения этих вопросов учителю математики целесообразно применять несколько подходов:
* использовать имеющийся задачный материал, дополняя его практическими сюжетами;
* решать задачи на развитие математической грамотности, опираясь при этом на конкретный предметный материал;
* наполнять уроки практическим содержанием, даже вне контекста подготовки к МОДО, PISA и т.д.
Кратко остановимся на этих подходах. Очевидно, что материал урока должен «создавать повод» для организации деятельности и постановки учебно-деятельностных задач, формирующих функциональную грамотность обучающихся. Для этого даже обычную задачу из учебника можно переформулировать, добавить к ней «сюжет», «контекст».
Например, в учебнике алгебры для 8 класса в теме «Квадратичная функция» предлагаются задачи следующего типа:
Постройте график функции f(x) = - x2 - 6x + 5 и, используя график, найдите:
1) значение аргумента х, при котором f(x) = 5; 2; -1;
2) нули функции, промежутки знакопостоянства функции;
3) вершину параболы и ось симметрии;
4) наибольшее значение функции.
Аналогичный функционал может иметь практическая задача:
Мотоциклист, движущийся по городу со скоростью v0 = 60 км/ч, выезжает из него и сразу начинает разгоняться с ускорением 12 км/ч2. Расстояние от мотоциклиста до города определяется выражением S(t) = v_0 t + (at^2)/2
а) составьте формулу зависимости расстояния от времени;
б) определите время, в течение которого мотоциклист будет находиться в зоне функционирования сотовой связи, если оператор гарантирует покрытие на расстоянии, не более 20 км от города.
Такого рода «переформулирование» упражнений из учебника – это возможность адаптировать уже имеющийся задачный материал под новые потребности предмета, наполнение академических задач практической составляющей.
Важно сформировать не только мыслительный приём перехода от классической задачи к практической (т.е. умения отвечать на вопрос «Зачем?»), но и обратный переход – от практической задачи к математической модели (вопрос «Как?»). Поэтому решение задач на математическую грамотность, в том числе традиционная работа с пробными вариантами PISA, МОДО, ЕНТ, не должны быть оторваны от основного учебного материала, важна связь с предметом, с уже сформированными ранее предметными умениями и навыками.

IMG-20221123-114730

Например, в пробном варианте МОДО предлагается задача:
Арсен пишет программу, и по заданию ему необходимо составить все различные варианты слов (не обязательно осмысленных) из слова «Фортуна». Найдите количество вариантов.
Аналогом, примером математической модели похожей задачи является задача из учебника алгебры для 9 класса по теме «Решение задач с использованием формул комбинаторики»:
Найдите число нечётных четырёхзначных чисел, которые можно составить из цифр 2, 1, 8, 6, при условии, что ни одна цифра не повторяется дважды.
Подбирая аналогичную задачу из учебника, учитель вместе с учениками формирует навык подбора математической модели и помогает «состыковывать» классические предметные знания и прикладные задачи.
Развитие у школьников навыков свободного перехода от практической задачи к математической модели и обратно – важный компонент развития функциональной грамотности. Развивая навыки такого перехода, учитель помогает учащимся свободно оперировать математическим материалом и в теории, и в практике. Это постепенно приводит к очень важному результату: понимая, что делать для ответа на вопросы «Зачем?» и «Как?», ученики приходят и к общему пониманию математических процессов в жизни, и к осознанию возможности практического применения математики, а в итоге к достаточно высокому уровню функциональной грамотности.
Но использование первых двух подходов эпизодически, от случая к случаю, не принесёт желаемого результата. Только системное применение на уроках математики даст то, к чему мы стремимся: развитие математической грамотности, умение применять на практике обширные, но очень теоретизированные предметные знания и навыки. Только уроки, наполненные практическим содержанием, помогут сделать эту работу эффективной.
Например, урок геометрии в 10 классе по теме «Расстояния в пространстве». Основная идея урока – вовлечь учащихся в самостоятельное исследование измерения расстояний в пространстве. Чтобы ответить на вопрос «Как измерить расстояние в пространстве?», учащиеся измеряют расстояние в реальной ситуации. Разнообразие видов расстояний в пространстве изучают разные группы. Ученики определяют, как измерить расстояние между точками (две точки в классе, без прямой видимости на одну из другой), от точки до прямой (от точки в классе до линии на столе), от точки до плоскости (от точки в классе до пола), между параллельными прямыми (модель наклонной плоскости из физики), между двумя плоскостями (от пола до потолка) и т.д. Оригинальные задания на измерения расстояний позволяют детям сделать правильные выводы о том, как происходят эти процессы в геометрии и в реальном мире.

image


Разработка и использование описанных подходов в процессе преподавания математики является реальной возможностью перехода от «знаниевой» модели образования к модели компетентностной. Такую деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся, т.е. как средство развития функциональной грамотности учащихся.
Опытно-экспериментальным путём была проверена эффективность использования полученных методических подходов для развития математической грамотности обучающихся в условиях общеобразовательной школы. В процессе исследования было отмечено изменение отношения учащихся к решению практических задач по математике, которое проявлялось в возрастающей активности школьников. Также отмечено изменение отношения ребят к процессу и результату деятельности, появление уверенности в себе и положительного настроя на успех.
В результате данного исследования получены следующие выводы.
1. Процесс и результат развития математической грамотности учащихся зависит от системности работы учителя на уроке, проявляющейся в постоянной демонстрации и отработке перехода от решения практической задачи к математической модели и обратно.
2. Целесообразным является не редкое решение отдельных задач, имеющих практическую направленность, а регулярное включение такого задачного материала в урок, планирование целых циклов уроков практической направленности.
3. Процесс развития математической грамотности школьников – это непрерывный, сложный динамический процесс, определяющийся в значительной мере активностью самого ученика, его субъектной позицией и условиями, созданными педагогом.
Реализация данных подходов позволяет продвигаться по пути развития функциональной грамотности учащихся, создавая благоприятные условия для дальнейшего обучения. На этом пути немало сложностей, но тем интереснее их преодолевать, получая в результате заинтересованность детей и бесконечные возможности для творчества.

Наталья СТАНОГИНА,
учитель математики ОШ №22, г. Костанай

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4