Снежное настроение

Выпуск - №50(547)   :   22.12.2022
325

Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой и творческой деятельностью, так как им сложно доводить начатое дело до конца. Очень трудно долгое время выполнять однообразные операции. В связи с этим им требуется положительная мотивация трудовой деятельности и длительная коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук.

Для того чтобы обучить особенного ребёнка какому-либо приёму работы, педагог должен обладать многими качествами: любовью и терпением, фантазией и даром убеждения, т.е. быть человеком, на которого ученику захочется стать похожим. То, что предлагается выполнить учащемуся, должно быть ему интересным, простым и доступным в изготовлении. Необходимо подобрать индивидуальные, адекватные уровню развития ребёнка методы, которые помогут сделать работу менее утомительной и продуктивной. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью. 

В специальных классах на уроках трудового обучения девочки и мальчики обучаются вместе. Поэтому, учитывая такие условия, как оснащение мастерских материалом и инструментом, наличие программ обучения, индивидуальные особенности обучаемых (возрастные и психологические), я разработал авторский курс «Квиллинг – искусство бумагокручения». Получил лицензию и успешно внедряю программу курса в свою практику на уроках трудового обучения.

Бумага – простой и доступный для всех материал. Она прекрасно подходит для различных поделок, поэтому детей легко заинтересовать экспериментами с ней. Применение техники бумажного моделирования – одно из средств, оптимально сочетающих в себе лечебный и развивающий эффекты. Выполняя различные изделия, ребята не только закрепляют умения и навыки работы с бумагой, но и развивают творческое воображение и фантазию, внимание и конструктивное мышление. 

В ходе выполнения творческой работы у детей формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложнённым формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.

Все мы помним, как в детстве создавали маленькие бумажные чудеса – снежинки. У каждого снежинки получались особенные, единственные и неповторимые. Вот уж где можно пофантазировать! В преддверии новогодних праздников мастерская Деда Мороза работает без устали. Снежинки белые, серебристые, цветные… Дед Мороз – волшебник, а мои ученики – его помощники, которые создают праздничное, снежное настроение, атмосферу ожидания чуда и сказки. 

За короткое время, без больших затрат дети создают снежинки-чудинки, которые никогда не растают и будут долго радовать взгляд. Кроме того, работа с бумагой вырабатывает аккуратность, усидчивость, снимает нервное напряжение, вызывает положительные эмоции. Создание поделок из бумаги даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, что является очень важным для учащихся с особыми образовательными потребностями. И пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение, подарят окружающим снежное настроение. А самое главное – у детей появится уверенность в своих силах. Их труд важен и ценен, школа засверкает разноцветными снежинками, выполненными с любовью, и все желания обязательно исполнятся! 

Владимир ОБУХОВ,
учитель трудового обучения специальных классов ОШ №12, г. Житикара

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.