Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой и творческой деятельностью, так как им сложно доводить начатое дело до конца. Очень трудно долгое время выполнять однообразные операции. В связи с этим им требуется положительная мотивация трудовой деятельности и длительная коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук.
Для того чтобы обучить особенного ребёнка какому-либо приёму работы, педагог должен обладать многими качествами: любовью и терпением, фантазией и даром убеждения, т.е. быть человеком, на которого ученику захочется стать похожим. То, что предлагается выполнить учащемуся, должно быть ему интересным, простым и доступным в изготовлении. Необходимо подобрать индивидуальные, адекватные уровню развития ребёнка методы, которые помогут сделать работу менее утомительной и продуктивной. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.
В специальных классах на уроках трудового обучения девочки и мальчики обучаются вместе. Поэтому, учитывая такие условия, как оснащение мастерских материалом и инструментом, наличие программ обучения, индивидуальные особенности обучаемых (возрастные и психологические), я разработал авторский курс «Квиллинг – искусство бумагокручения». Получил лицензию и успешно внедряю программу курса в свою практику на уроках трудового обучения.
Бумага – простой и доступный для всех материал. Она прекрасно подходит для различных поделок, поэтому детей легко заинтересовать экспериментами с ней. Применение техники бумажного моделирования – одно из средств, оптимально сочетающих в себе лечебный и развивающий эффекты. Выполняя различные изделия, ребята не только закрепляют умения и навыки работы с бумагой, но и развивают творческое воображение и фантазию, внимание и конструктивное мышление.
В ходе выполнения творческой работы у детей формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложнённым формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.
Все мы помним, как в детстве создавали маленькие бумажные чудеса – снежинки. У каждого снежинки получались особенные, единственные и неповторимые. Вот уж где можно пофантазировать! В преддверии новогодних праздников мастерская Деда Мороза работает без устали. Снежинки белые, серебристые, цветные… Дед Мороз – волшебник, а мои ученики – его помощники, которые создают праздничное, снежное настроение, атмосферу ожидания чуда и сказки.
За короткое время, без больших затрат дети создают снежинки-чудинки, которые никогда не растают и будут долго радовать взгляд. Кроме того, работа с бумагой вырабатывает аккуратность, усидчивость, снимает нервное напряжение, вызывает положительные эмоции. Создание поделок из бумаги даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, что является очень важным для учащихся с особыми образовательными потребностями. И пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение, подарят окружающим снежное настроение. А самое главное – у детей появится уверенность в своих силах. Их труд важен и ценен, школа засверкает разноцветными снежинками, выполненными с любовью, и все желания обязательно исполнятся!
Владимир ОБУХОВ,
учитель трудового обучения специальных классов ОШ №12, г. Житикара
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.