Этап созидания и новаторства

Выпуск - №10(658)   :   13.03.2025
508

1

Общеобразовательная школа №1 г. Лисаковска более пяти лет занимается экспериментальной деятельностью в области инклюзивного образования. Здесь состоялся областной семинар «Эффективные методы и приёмы цифровых технологий для повышения качества знаний у детей с ООП», который стал этапом созидания и новаторства, обобщения опыта с коллегами из других школ Костанайской области.
Участниками делового мероприятия стали представители отдела образования г. Лисаковска, директора общеобразовательных школ, заместители директоров по учебно-методической и воспитательной работе, педагоги-психологи, учителя-дефектологи и логопеды, педагоги, работающие с учениками с особыми образовательными потребностями, из района Б.Майлина, Житикаринского, Денисовского, Камыстинского районов и Лисаковска.
Работа началась с выступления руководителя отдела образования г. Лисаковска Лейлы Шокановой, которая рассказала о целях и задачах семинара. Были представлены результаты работы в период деятельности экспериментальной площадки, деятельность педагогов начальной школы и среднего звена, интеграция в цифровое общество детей с ООП (обмен опытом). Отмечу, что течение трёх лет выполнены все задачи программы и достигнут прогнозируемый результат. В экспериментальной деятельности был задействован весь педагогический коллектив школы, который продемонстрировал высокий профессионализм, творческий подход в решении поставленных задач. Сотрудничество родителей и специалистов школы в развитии психофизических процессов учащихся с ООП даёт положительную
динамику. Таким образом, эффективное использование инновационных форм и методов выявления, коррекции и развития учащихся с особыми образовательными потребностями выводит их на новый уровень достижений.

2


Учителя начальных классов Л.Пиксайкина и И.Исмагулова рассказали о формировании когнитивных навыков у детей с ООП посредством цифровых технологий. При формировании таких навыков предполагается успешное развитие когнитивной сферы учащихся с ООП благодаря тренировке полисенсорного восприятия и тонкой моторики, развитию пространственных представлений, ассоциативных связей и комбинаторики, происходящим во время совместной художественно-творческой, игровой и цифровой деятельности.
Учитель начальных классов Э.Якимова отметила, что цифровые технологии – это замечательный инструмент для развития когнитивных навыков. Они делают обучение интересным и увлекательным, помогают запоминать информацию, развивать логическое и творческое мышление, а также учат работать с разными типами информации. Учитель географии Л.Верховцева поделилась опытом использования рабочих листов, которые помогают обеспечить целостность учебного процесса, логическую последовательность, акцентируя внимание детей на ключевых моментах. Учитель математики Б.Баимбаев рассказал о том, как он применяет искусственный интеллект на уроках математики и физики, какие возможности это даёт детям с ООП. Педагог рассказал о внедрении технологий искусственного интеллекта в процесс преподавания математики и физики, проанализировав возможности и преимущества применения ИИ в обучении.
С.Айсина рассказала об интерактивных подходах в логопедии: создании заданий на платформе Learning pps.org для детей с особыми образовательными потребностями. Сауле Ораловна отметила, что в Казахстане, как и во многих других странах, наблюдается рост числа детей с особыми образовательными потребностями. Это связано как с улучшением диагностики, так и с увеличением внимания к вопросам инклюзивного образования. Платформа LearningApps.org, которая активно используется в мировой практике, предлагает широкий спектр инструментов для создания интерактивных упражнений, таких как викторины, кроссворды, пазлы, сортировка картинок и многое другое. Эти задания могут быть адаптированы под конкретные цели логопедической работы: развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи или улучшение навыков связной речи.
Педагоги из Житикары Г.Аймагамбетова и Б.Туйганова поделились опытом проведения перемен в инклюзивной среде. Для детей с ООП особенно важно обеспечение доступности образовательной среды, позволяющей развивать коммуникативные, когнитивные и эмоциональные навыки. В целях создания доступной инклюзивной среды педагогами были организованы специальные игровые активности, которые стали интересным досугом, но и эффективным инструментом для формирования у детей навыков общения, сотрудничества и социальной адаптации. Также при планировании перемен активно применяются информационные технологии, которые помогают повысить мотивацию детей к взаимодействию. Это интерактивные доски и онлайн-платформы, где дети могут делиться сообщениями о своём настроении, интересными фактами, могут создавать коллективные рисунки, а также писать добрые пожелания друг другу. Не менее увлекательным способом проведения перемены является использование обучающих мобильных приложений. Кроме того, применяются цифровые настольные игры: онлайн-версии шахмат, шашек, судоку, морского боя. Также дети совместно создают пазлы и лабиринты на интерактивной доске. Важным аспектом внедрения игровых активностей стало создание условий, в которых каждый ребёнок может быт свободным участником игры. Педагоги, педагоги-ассистенты и психологи поддерживают процесс, помогая детям ориентироваться в правилах, преодолевать барьеры в общении и предотвращать возможные конфликты.
Замдиректора по ВР К.Калабаева подвела итоги творческой деятельности учащихся с ООП. Представила информацию по следующим разделам: роль внеурочной деятельности в развитии детей с ООП, участие детей в различных конкурсах и мероприятиях, коллективная работа и поддержка. В школе особое внимание уделяется индивидуальному подходу, созданию адаптированных программ, которые помогают детям с ООП успешно участвовать в разных видах внеурочной деятельности. Это спортивные секции, кружки, спортивные соревнования, конкурсы – всё то, что помогает детям развивать свои интересы и способности. Кроме школьных конкурсов и праздников, дети с ООП активно участвуют в городских мероприятиях: спортивные соревнования, фестивали, выставки, что даёт возможность не только побороться за призы, но и расширить круг общения, получить уникальный опыт. Мы стремимся к тому, чтобы участие детей с ООП в таких мероприятиях было естественным и гармоничным: проводим подготовку, адаптируем задания и создаём необходимые условия для комфортного участия.
Замдиректора по УМР А.Ибраева подвела итоги семинара, отметив хорошее качество подготовки всех этапов. Можно сделать вывод, что педагогами ведётся большая работа по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Областной семинар продемонстрировал высокий уровень методической активности педагогов, способствовал развитию профессионализма учителей, возможности продемонстрировать опыт работы.

Евгения ЕЗЕХЕЛЬ,
директор ОШ №1, г. Лисаковск

 

 
 


 

    

    

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.