Общеобразовательная школа №1 г. Лисаковска более пяти лет занимается экспериментальной деятельностью в области инклюзивного образования. Здесь состоялся областной семинар «Эффективные методы и приёмы цифровых технологий для повышения качества знаний у детей с ООП», который стал этапом созидания и новаторства, обобщения опыта с коллегами из других школ Костанайской области.
Участниками делового мероприятия стали представители отдела образования г. Лисаковска, директора общеобразовательных школ, заместители директоров по учебно-методической и воспитательной работе, педагоги-психологи, учителя-дефектологи и логопеды, педагоги, работающие с учениками с особыми образовательными потребностями, из района Б.Майлина, Житикаринского, Денисовского, Камыстинского районов и Лисаковска.
Работа началась с выступления руководителя отдела образования г. Лисаковска Лейлы Шокановой, которая рассказала о целях и задачах семинара. Были представлены результаты работы в период деятельности экспериментальной площадки, деятельность педагогов начальной школы и среднего звена, интеграция в цифровое общество детей с ООП (обмен опытом). Отмечу, что течение трёх лет выполнены все задачи программы и достигнут прогнозируемый результат. В экспериментальной деятельности был задействован весь педагогический коллектив школы, который продемонстрировал высокий профессионализм, творческий подход в решении поставленных задач. Сотрудничество родителей и специалистов школы в развитии психофизических процессов учащихся с ООП даёт положительную
динамику. Таким образом, эффективное использование инновационных форм и методов выявления, коррекции и развития учащихся с особыми образовательными потребностями выводит их на новый уровень достижений.
Учителя начальных классов Л.Пиксайкина и И.Исмагулова рассказали о формировании когнитивных навыков у детей с ООП посредством цифровых технологий. При формировании таких навыков предполагается успешное развитие когнитивной сферы учащихся с ООП благодаря тренировке полисенсорного восприятия и тонкой моторики, развитию пространственных представлений, ассоциативных связей и комбинаторики, происходящим во время совместной художественно-творческой, игровой и цифровой деятельности.
Учитель начальных классов Э.Якимова отметила, что цифровые технологии – это замечательный инструмент для развития когнитивных навыков. Они делают обучение интересным и увлекательным, помогают запоминать информацию, развивать логическое и творческое мышление, а также учат работать с разными типами информации. Учитель географии Л.Верховцева поделилась опытом использования рабочих листов, которые помогают обеспечить целостность учебного процесса, логическую последовательность, акцентируя внимание детей на ключевых моментах. Учитель математики Б.Баимбаев рассказал о том, как он применяет искусственный интеллект на уроках математики и физики, какие возможности это даёт детям с ООП. Педагог рассказал о внедрении технологий искусственного интеллекта в процесс преподавания математики и физики, проанализировав возможности и преимущества применения ИИ в обучении.
С.Айсина рассказала об интерактивных подходах в логопедии: создании заданий на платформе Learning pps.org для детей с особыми образовательными потребностями. Сауле Ораловна отметила, что в Казахстане, как и во многих других странах, наблюдается рост числа детей с особыми образовательными потребностями. Это связано как с улучшением диагностики, так и с увеличением внимания к вопросам инклюзивного образования. Платформа LearningApps.org, которая активно используется в мировой практике, предлагает широкий спектр инструментов для создания интерактивных упражнений, таких как викторины, кроссворды, пазлы, сортировка картинок и многое другое. Эти задания могут быть адаптированы под конкретные цели логопедической работы: развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи или улучшение навыков связной речи.
Педагоги из Житикары Г.Аймагамбетова и Б.Туйганова поделились опытом проведения перемен в инклюзивной среде. Для детей с ООП особенно важно обеспечение доступности образовательной среды, позволяющей развивать коммуникативные, когнитивные и эмоциональные навыки. В целях создания доступной инклюзивной среды педагогами были организованы специальные игровые активности, которые стали интересным досугом, но и эффективным инструментом для формирования у детей навыков общения, сотрудничества и социальной адаптации. Также при планировании перемен активно применяются информационные технологии, которые помогают повысить мотивацию детей к взаимодействию. Это интерактивные доски и онлайн-платформы, где дети могут делиться сообщениями о своём настроении, интересными фактами, могут создавать коллективные рисунки, а также писать добрые пожелания друг другу. Не менее увлекательным способом проведения перемены является использование обучающих мобильных приложений. Кроме того, применяются цифровые настольные игры: онлайн-версии шахмат, шашек, судоку, морского боя. Также дети совместно создают пазлы и лабиринты на интерактивной доске. Важным аспектом внедрения игровых активностей стало создание условий, в которых каждый ребёнок может быт свободным участником игры. Педагоги, педагоги-ассистенты и психологи поддерживают процесс, помогая детям ориентироваться в правилах, преодолевать барьеры в общении и предотвращать возможные конфликты.
Замдиректора по ВР К.Калабаева подвела итоги творческой деятельности учащихся с ООП. Представила информацию по следующим разделам: роль внеурочной деятельности в развитии детей с ООП, участие детей в различных конкурсах и мероприятиях, коллективная работа и поддержка. В школе особое внимание уделяется индивидуальному подходу, созданию адаптированных программ, которые помогают детям с ООП успешно участвовать в разных видах внеурочной деятельности. Это спортивные секции, кружки, спортивные соревнования, конкурсы – всё то, что помогает детям развивать свои интересы и способности. Кроме школьных конкурсов и праздников, дети с ООП активно участвуют в городских мероприятиях: спортивные соревнования, фестивали, выставки, что даёт возможность не только побороться за призы, но и расширить круг общения, получить уникальный опыт. Мы стремимся к тому, чтобы участие детей с ООП в таких мероприятиях было естественным и гармоничным: проводим подготовку, адаптируем задания и создаём необходимые условия для комфортного участия.
Замдиректора по УМР А.Ибраева подвела итоги семинара, отметив хорошее качество подготовки всех этапов. Можно сделать вывод, что педагогами ведётся большая работа по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Областной семинар продемонстрировал высокий уровень методической активности педагогов, способствовал развитию профессионализма учителей, возможности продемонстрировать опыт работы.
Евгения ЕЗЕХЕЛЬ,
директор ОШ №1, г. Лисаковск
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.