Мы работаем для студентов, а не для показателей

Выпуск - №26(422)   :   28.06.2020
166

Переход на дистанционное обучение в условиях карантина стал мерой вынужденной, но верной. Результат внедрения зависел от уровня подготовки педагогов, обучающихся, а также их родителей. 

Колледж «Зерек» ведёт подготовку по специальностям педагогического направления. Наше учебное заведение успешно прошло период этой адаптации во многом благодаря среднему возрасту педагогов. Молодым преподавателям, а также студентам не составило труда разобраться с дистанционными технологиями, пользователи постарше испытывали некоторые трудности. 

«При переходе на дистанционное обучение возникла масса вопросов у всех участников системы образования: преподавателей, студентов и их родителей, - отмечает руководитель ПЦК спецдисциплин Д.Кокенова. – Как осуществить эффективную обратную связь? Как подать учебный материал на максимально доступном уровне? Как оценивать студентов? Большим и главным минусом является отсутствие доступа к качественному интернету. В отдалённых населённых пунктах у студентов возникают трудности с отправкой заданий, связи с преподавателями. Это наносит огромный урон их знаниям. Но несмотря на минусы в целом система работает. С помощью образовательной платформы преподаватель может не только поставить оценку, написав к ней комментарии, но и аргументировать оценивание. Существует большое количество коротких видеоуроков на Youtube, ссылку на которые может скинуть преподаватель, и ему не обязательно снимать видео самому. Так же это большая возможность преподавателям проявить фантазию, давать задания в нестандартных формах. Для студентов такая форма обучения позволяет самим распределять задания от лёгких к сложным, нестандартно подойти к выполнению заданий, проявить креативность, кто-то из слабомотивированных перешёл в списки твёрдых «хорошистов» т.к. такой вид работы им даётся легче. Конечно самую большую роль здесь играет педагог. Именно от его обратной связи со студентами, его подходу к обучению, его гуманности и будет зависеть эффективность системы дистанционного обучения. Главное здесь помнить, что мы работаем для студента, а не для показателей».

В колледже было составлено гибкое расписание занятий на всё полугодие с учётом педагогической практики. Создана творческая группа для поддержки педагогов из числа ИКТ-компетентных преподавателей. Проведено несколько онлайн-семинаров, вебинаров с приглашением из КГПУ им. У.Султангазина преподавателя Б.Утегеновой, ассоциированного профессора, доцента, кандидата педагогических наук, старшего преподавателя А.Шалгимбековой для обучения педагогов по организации и проведению занятий в дистанционном режиме. Было отснято обучающее видео по применению интернет-платформ, а также сформирована база видеоуроков по всем предметам учебного плана, подготовленная преподавателями колледжа. 

Совещания при директоре, приёмной комиссии, педагогический и методический советы, круглые столы с приглашением учителей школ и воспитателей детских садов для педагогического коллектива проводятся посредством видеоконференцсвязи. По разъяснению процесса дистанционного обучения проводились кураторские часы для учащихся, собрания и консультации для родителей. 

Вначале работа была организована через электронную почту и WhatsApp. Позже перешли на электронную платформу Edupage,с использованием которой стало проводиться обучение. Помимо этого студенты 1-2 курсов по расписанию занятий учащихся 10-11 классов просматривали видеоуроки телеканала «Еларна» по общеобразовательным дисциплинам. Большую помощь оказало управление образования Костанайской области: были организованы онлайн-семинары, вебинары, совещания в формате видеоконференцсвязи. Благодаря проведенной работе педагоги научились использовать видеоуроки YouTube-канала. Центр методического сопровождения управления образования помог педагогам создавать собственный авторский видеоконтент. 

Не только учебный процесс, но и вся воспитательная работа – кружки, спортивные секции, волонтёрство, дебаты проходят с использованием видео. Проводятся кураторские часы, правовые всеобучи, анкетирование и опрос учащихся, преподавателей и родителей. Студенты участвуют во всех онлайн и дистанционных олимпиадах, научных и творческих конференциях. Принимает участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах и педагогический коллектив.

Дистанционное обучение, конечно же, имеет свои преимущества и недостатки. Большим плюсом является то, что учащиеся находятся в привычной домашней среде, в кругу близких людей. И это особенно нравится родителям и студентам. Вот что говорит Галина Предова, мама студентки 3 курса специальности «Начальное образование» Ирины Предовой: «Конечно, дистанционное обучение не считаю идеальной формой, но плюсы есть. Во-первых, это отсутствие стресса. Просмотрев полученные от преподавателей материалы, Ирина приступает к их выполнению, при этом важным моментом отмечаю индивидуальную консультацию педагога по вызывающим затруднения вопросам. Во-вторых, это экономическая выгода. Не нужно снимать квартиру, передавать продукты и деньги на проезд. Единственные затраты – это интернет-трафик». 

Выпускниками колледжа дистанционное обучение было также встречено позитивно. Амина Кушекбаева, студентка 4 курса специальности «Начальное образование»: «Выполнять задания можно везде. Также, если что-то не понятно, можно получить индивидуальную консультацию преподавателя или найти видеоурок в интернете. Мы сами учимся активно работать в сети, пробуем создавать свои видеоролики и презентации. Ещё одним большим плюсом является то, что при дистанционном обучении я могу работать в тишине. Меня ничто и никто не отвлекает от изучения материала. Больше внимания на самостоятельность». 

Самым большим минусом дистанционного обучения стал некачественный интернет. В связи с этим использование разнообразных форм, методов и приёмов дистанционного обучения было ограничено. Кроме того, некоторые педагоги и родители показали недостаточную цифровую компетентность. С непростым вызовом столкнулись многодетные семьи, где помимо студентов есть и дети школьного возраста. Обучение затрудняло и отсутствие живого взаимодействия. Анастасия Романенко, студентка 3 курса специальности «Начальное образование»: «Существенный минус – отсутствие живого общения с преподавателем и одногруппниками. Если раньше мы делились своим мнением, участвовали в обсуждении проблем, делились опытом, находили новые интересные решения проблем, занимаясь в одной аудитории и общаясь на перемене, то сейчас мы ограничены в контактах, которые возможны лишь виртуально. Мне очень не хватает этого взаимодействия с преподавателями и однокурсниками. Очень скучаю по колледжу, по шумным переменам, по мероприятиям, где умели проявить свои качества в кругу сокурсников и преподавателей». 

В целом, в условиях карантина новая технология обучения показала себя как эффективная альтернатива очному обучению, дающая возможность не останавливать образовательный процесс и пережить самоизоляцию с минимальными последствиями. Сегодняшняя непростая ситуация актуализировала проблему внедрения цифровых технологий. Но и без пандемии бы дистанционное обучение получило своё применение в колледжах, возможно только гораздо медленнее и не так повсеместно. Поэтому даже после окончания карантина нам не нужно останавливаться, необходимо дальше развивать дистанционное обучение. На следующий учебный год составлен план реализации программы «Digital college», включающий в себя формирование электронной библиотеки, организацию виртуальных дополнительных специализаций, а также создание цифрового приложения «Handbook Zerek college».

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.